Представлена характеристика коллекции фотоматериалов канонических православных храмов края к. XIX – н. XXI вв. в собрании Днепропетровского исторического музея, определены направления комплектования данной темы на современном этапе.
В первых музейных каталогах отражены ранние поступления фотособрания Днепропетровского исторического музея им. Д. Яворницкого. Тематически они представляют разделы «археология», «этнография», «запорожская старина». В последнем выделяется подраздел, посвященный запорожским церквям, культовым предметам запорожских храмов, большая часть которых находилась на территории Екатеринославской губернии. Очевидно, что тема истории православных храмов г. Екатеринослава затронута не была, а храмы Екатеринославской губернии представлены в определенном историческом аспекте. Делопроизводственный архив музея отразил также в этот период накопление фотографий церковной архитектуры края, полученных музеем в ходе консультативной работы Д.И. Яворницкого с Екатеринославской духовной консисторией по вопросам ценности ветхих храмов края.
Тема православных храмов, тем более в их современности, в советский период не была актуальной. Культовые памятники новой идеологией воспринимались исключительно в качестве историческом, художественном, при категорическом отрицании их духовного значения. Комплектование фотодокументов, отражающих состояние православных церквей Екатеринослава-Днепропетровска, не велось. Не отложились иконографические источники об уничтожении храмов в мирное время, в течение длительного времени, в результате целенаправленной государственной политики, носившей системный характер. Поэтому для музейного собрания важно сейчас вести сбор фотодокументальных свидетельств, источников, по истории православия в крае.
История музейного собрания также стала частью истории православных памятников. Религиозные гонения отразились и на музейной фотоколлекции, лишившейся части фотоматериалов православной тематики в ходе чистки фонда – списаний 1953 года. Поэтому особое место в ДИМ занимает фотоколлекция православных храмов кон. XIX -нач. XX вв. В.Д. Машукова, переданная в музейное собрание в 1923 г. [1]. Предметы коллекции были включены в музейное собрание, не имея атрибуции и установленного авторства, а после Великой Отечественной войны в ходе инвентаризации ДИМ 1947-1948 гг. были рассредоточены по всему массиву группы «Негативы» под общими названиями «Церковь», «Собор», «Вид внутри собора», «Церковные предметы» и т.д. Ныне, по мере изучения коллекции, восстановлена полная авторская атрибуция на более чем 400 единиц коллекции. При исследовании группы была выявлена и сформирована тематическая коллекция православных храмов Российской империи и церковной утвари числом более 700 предметов, оформленная автором – В.Д. Машуковым нумерацией, и около 200 единиц ненумерованных негативов – рабочих материалов фотосъемки Машукова, не включенных автором в коллекцию-каталог. Из числа атрибутированных и сохранившихся негативов В. Машукова, представленных в музейном собрании, 68 – связаны с Екатеринославом. История храмов города более всего свидетельствует об уникальности этой коллекции. В коллекции В.Д. Машукова представлена как комплексная съемка храма-объекта, которая содержит внешние виды церкви, интерьеры, церковную утварь, так и единичные экземляры объекта, – например иконостас домовой церкви учебного заведения. Обширные количественные комплексы посвящены домовой церкви Екатеринославского Архиерейского Дома, кафедрального Преображенского собора. В данном случае фотодокументы – иконографические источники, дополняются текстовыми в книге В.Д. Машукова «Материалы к изучению церковной старины Украины», 1905 г.
По данным «Справочной книги Екатеринославской губернии за 1914 г.» на территории Екатеринославской губернии существовало 621 православная церковь. В Екатеринославе – 21 церковь, из них 10 приходских и 11 домовых при учебных заведениях. В губернии действовали 7 монастырей. В Екатеринославе – Тихвинский женский и Николаевский мужской при Архиерейском Доме.
Указывая список екатеринославских церквей коллекции В.Д. Машукова, нельзя не отметить, что он равнозначен списку в болылистве своем невосполнимых утрат. Особо ценны фото тех иконостасов, церковной утвари, храмов, от которых не сохранилось ничего: Свято-Покровской, Воскресенской, Лазаревской и других. Сегодня мы можем видеть 10-ю городскую больницу, но трудно в ней узнать церковь Успения Пр. Богородицы, или в спортзале строительной академии – Кресто-воздвиженскую церковь. От кафедрального Свято-Преображенского собора осталось только здание.
В коллекции запечатлены: Свято-Преображенский кафедральный собор, Свято-Троицкий собор, Свято-Успенская церковь, кладбищенская церковь Воскресения Христова, Церковь Воскресения Прав. Лазаря на Севастопольском кладбище, Свято-Благовещенская церковь, Свято-Покровская церковь, Свято-Крестовоздвиженские церкви (1 и 2 военные), Свято-Николаевская часовня на Троицком базаре, часовня-морг при Губернской земской больнице, домовые церкви: Архиерейского Дома, во имя Архангела Михаила в Духовной семинарии, в честь Св. Ап. Андрея Первозванного в Духовном мужском училище, Введения во храм Пр. Богородицы при женском Епархиальном училище, Св. Блг. Кн. Александра Невского при мужской классической гимназии, Св. Ап. Ев. Иоанна Богослова при 1-м реальном училище, Божией Матери Всех Скорбящих Радость при Губернской земской больнице, Божией Матери Всех Скорбящих Радости при губернской тюрьме, Св. Николая Чудотворца в арестантских ротах, часовня-памятник возле вокзала, Тихвинский женский монастырь.
До 1924 г. были ликвидированы домовые церкви: Божией Матери Всех Скорбящих радость при Губзембольнице на Октябрьской площади; Архангела Михаила при Духовной Семинарии, проспект К. Маркса; Введения во храм Пр. Богородицы при женском Епархиальном училище; Св. Ап. Андрея Первозванного при мужском Духовном училище, проспект, угол Ворошилова; Св. Николая – тюремная церковь, парк, ул. Садовая; Божией Матери все Скорбящих радости при Губернской тюрьме; Св. Ап. Ев. Иоанна Богослова при 1-м реальном училище, проспект № 18; Св. Блг. Кн. Александра Невского при мужской классической гимназии, мединститут, Октябрьская площадь; Св. Мчч. Софии, Веры, Надежды, Любови при коммерческом училище, Полевая, 2; Иконы Утоли Моя Печали при училище общества попечения о женском образовании, Дворец труда; Семено-Ульновская, ул. Дзежинского, против бывшего помещения ЧК.
С 1924 по 1926 гг закрыты: церкви Тихвинского монастыря, часовня-памятник возле вокзала; 1929 год: Свято-Николаевская Брянская церковь, колония завода Петровського; Знаменская церковь, Вольная, 5; Алексеевская церковь, 1-я фабрика, 53; 1930 год: Серафимовская, 4-я Кайдакская, 3; Свято-Николаевская церковь , пос. К. Маркса; 1931 год: Свято-Преображенский собор; 1932 год: Крестовоздвиженская церковь, пл. Абрамовича; Крестовоздвиженская церковь (Архиерейская), Советский переулок; 1933 год: Покровская (сгорела); Вознесенская, К. Либкнехта, 60; Тихвинской иконы, Тихвинский монастир; Крестовоздвиженская, Диевка, 1; Свято-Покровская церковь, Сурско-Литовское [2].
В 1934 г. по «ходатайству трудящихся», решением Днепропетровского горсовета закрыты: Благовещенская, Свято-Николаевские церкви в Новых Кайдаках и Лоц-Каменке, Свято-Троицкий собор, Свято-Троицкая церковь Елизавето-Каменки (п. Фрунзе), Свято-Духовская церковь Сурско-Литовского (? – Краснополье) и другие храмы области [3].
К началу Великой Отечественной войны в городе оставалась действующей Лазаревская церковь Севастопольского кладбища. В период немецко-фашистской оккупации религиозные общины возобновляют свою деятельность. При возможности возвращаясь в отнятые капитально переоборудованные до войны храмы, при их отсутствии, устраивая молитвенные дома в бывших церковных служебных помещениях, или приспосабливая для храма обычный жилой дом. После освобождения края от немецких захватчиков советскими органами власти был проведен учет всех действующих приходов. На 01.05.1945 г. в области зарегистрированы 230 церквей и молитвенных домов, из них 84 церкви помещающиеся в культовых зданиях и 146 молитвенных домов. В Днепропетровске – 7 церквей и 5 молитвенных домов [4]. Возобновленные в годы Великой Отечественной войны приходы уже не имеющие храмов, регистрируются как «молитвенные дома» в приспособленных зданиях – построенных, купленных, взятых в аренду общиной для проведения церковных служб.
О том в каких условиях совершались службы пишет Архиепископ Днепропетровский и Запорожский Андрей (Комаров) в письме Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию: «…подавляющее большинство действующих приходов епархии вынуждены помещаться в арендуемых частных зданиях – обычной колхозной хате, иногда в половине ее, вторую половину которой занимает сам хозяин. Вместимость такого молитвенного дома колеблется до 100 до 40 человек. Конечно, при таких условиях нечего говорить не только о необходимом благолепии молитвенного дома, но даже о самых примитивных условиях, когда большая часть молящихся вынуждена стоять во дворе. Так, например, из 226 (на 1944 год. – Авт.) действующих церквей и молитвенных домов по Днепропетровской области лишь 82 занимают культовые помещения (храмы), а остальные 144 молитвенных дома помещаются частично в общественных зданиях, а большинство – в рядовых крестьянских хатах.
В связи с этим на местах часто возникают конфликты из-за помещения молитвенного дома. Дело в том, что в районах нашей области сохранились бывшие церковные здания – дома для причта, церковноприходских школ и церковные сторожки. Все эти здания куда лучше обычной сельской хаты, но все они в свое время по декрету правительства были национализированы и используются под различные нужды района, а то и просто стоят пустыми и разрушаются. А между тем, как эти здания’ будучи отремонтированы, могли быть использованы приходом верующих для молитвенных домов…» [5]. Но и предоставление бывших церковных помещений оказалось невозможным в силу того, что они уже были заняты различными организациями [6]. В области на август 1945 было выявлено 234 подобных зданий, которые использовались преимущенственно под школы и клубы.
Советская власть оценила вклад православной Церкви в Победу в Отечественной войне. Но, не смотря на декларируемую лояльность по отношению к церкви, в разрушенном военными действиями городе, «мобилизуя средства жилищного и общественного фонда города и области», обратили внимание на те общественные здания, которые были заняты молитвенными домами, считая что эти молитвенные дома возникли во время оккупации и существуют явочным порядком. В районах поднялась волна по изъятию у верующих общественных зданий, а в отдельных случаях и храмы занимались под общественные нужды района» [7]. Результатом реализуемой политики властей стало уменьшение числа действующих храмов. В Днепропетровской области с 1947 по 1969 годы закрыто 219 православных церквей, ПО бывших молитвенных зданий переоборудованы и используются для различных народнохозяйственных и культурно-бытовых целей, 104 бывшие церкви снесены как не пригодные для использования [8]. Аварийное состояние молитвенных домов использовалось властью как повод для их закрытия. Приобретение строительных материалов, ремонт молитвенных домов не разрешался, для покупки или аренды общиной других помещений для молитвенных целей возникали различные препятствия.
В 1970-1980-е гг. в Днепропетровской области оставалось 25 приходов [9]. В Днепропетровске и пригородном районе действовали: 1. Свято-Троицкий собор. 2. Свято-Благовещенская церковь. 3. Свято-Николаевская церковь в Новых Кайдаках. 4. Свято-Крестовоздвиженская церковь в Диевке-1. 5. Свято-Трехсвятительская церковь, п. Клочко.
6. Свято-Николаевская церковь на Старой Игрени. 7. Свято-Покровская церковь, п. Таромское. 8. Николаевский молитвенный дом, п. Кирове. 9. Свято-Иоанно-Богословский молитвенный дом, Подгородное (приводятся цифры по городу и пригородному району – ныне вошли в черту Днепропетровска).
Из 10 церквей Днепропетровской области, определенных как памятники истории и архитектуры, семь – переоборудованы и используются, в трёх – действующие приходы [10]. В отношении закрытых храмов проводится работа по их «освоению» и размещают клубы, школы, музеи, мастерские. Арендуемые у частных лиц помещения для молитвенных домов, возвращены владельцам. Многие молитвенные дома, размещавшиеся в глиняных мазанках под камышовыми крышами, после снятия с регистрации религиозной общины, превратились в развалины и были снесены [11].
По Днепропетровску с пригородным районом в помещениях бывших церквей и молитвенных домов были размещены: Преображенский собор – музей; Тихвинский монастырь – закрыт 17.06.1959, передан под интернат; Крестовоздвиженская церковь (2 военная) – передана строительному институту под спортивный зал 20.04.1953 г.; Св. Николая (Брянская) – снята с регистрации в 1961 г., спорт школа; Александро-Невский молитвенный дом в здании бывшего цветочного магазина -снят с регистрации 12.08.1947; Успенская церковь, Диевка-2 – школа (спортзал), снята с регистрации 16.03.1949; 7. Покровская церковь, Сурско-Литовское – переоборудована под клуб, снята с регистрации в 1956 г.; Крестовоздвиженский молитвенный дом, Сугаковка – передан под школу, снят с регистрации 14.10.1950 г.; Николаевский молитвенный дом, п. Амур-Пески, ул. Желябова, 37, здание бывшей церковной сторожки – снят с регистрации 14.05.1959; Покровский молитвенный дом, п. Орджоникидзе (Ломовка), здание бывшего дома причта – снят с регистрации в 1960 г.; Покровский молитвенный дом, пр. Воронцова (Мануйловка), здание бывшей церковной сторожки – снят с регистрации в январе 1961 г.; Троицкий молитвенный дом, п. Фрунзе (Елизавето-Каменка), здание глинобитное, куплено общиной в 1947 г. – снят с регистрации 10 октября 1950 г.; Иоанно-Богословский молитвенный дом, п. Сухачевка, здание глинобитное, арендованное – снят с регистрации в январе 1961 г.; Николаевский молитвенный дом, Лоц-Каменка, здание деревянно-мазанное, купленное общиной в 1949 г. – снят с регистрации в феврале 1961 г.; Успенский молитвенный дом, п. Ворошилова (Горяновка), здание глинобитное, купленное в 1956 – снят с регистрации в 1960 г.; Николаевский молитвенный дом, п. К. Маркса, здание шлаковое, купленное у частного лица – снят с регистрации в марте 1961г.; Святодуховский молитвенный дом, Краснополье, здание шлаковое, арендуемое у частного лица – снят с регистрации в 1960 г.; Ильинский молитвенный дом, Березановка, здание бывшего причта, глинобитное – снят с регистрации в 1960 г. [12].
Комиссия в составе сотрудников областных управлений культуры и архитектуры, художественного и исторического музеев, аппарата уполномоченного Совета по делам религий по Днепропетровской области, проведенная в 1970 г., не выявила в большинстве православных храмов и молитвенных домов произведений декоративно-прикладного искусства и росписи, которые заслуживали бы внимание как культовое имущество, имеющее историко-худолсественную и музейную ценность. «Особенно не представляет какую-либо ценность самодельное культовое имущество молитвенных домов, расположенных в сельской местности, которые возобновили свою деятельность после войны, после закрытия их еще в довоенные годы. На других молитвенных зданиях и их культовом имуществе резко сказались годы оккупации во время Великой Отечественной войны, когда все ценные предметы и имущество религиозного культа были разграблены или сожжены немецко-фашистскими оккупантами.
В подавляющем большинстве религиозных зданий и молитвенных домов в обиходе находится теперь, как правило, примитивное культовое имущество, сделанное руками самих верующих, не имеющих определенных данных и навыков в этом деле» [13].
Культовое имущество, имеющее историческую ценность, по рекомендации комиссии включили в особый инвентарный список. В соответствии с советским законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры проводится проверка учета и хранения культовых ценностей, находящихся в действующих храмах. Выявленные культовые ценности взяты на госучет. Между приходами и представителями власти заключены договоры на «передачу в бесплатное пользование культовыми ценностями согласно инвентарным описям». В храмах Днепропетровска взято на учет предметов историко-культурного значения: в Свято-Троицком соборе – 31, Свято-Николаевская, Кайдаки – 2, Свято-Крестовоздвиженская, Диевка-1 – 5, Свято-Николаевская на Старой Игрени – 10, Свято-Покровская в Таромском – 3, Свято-Трехсвятительская, Клочко – 2, Свято-Иоанно-Богословская, Подгоро-днее – 1 [14].
Органами власти и работников культуры ежегодно проводится сверка ценных культовых предметов находящихся в храмах: «Случаев хищения государственного имущества, переданного в пользование религиозным объединениям нет» [15].
[5 процессе «перестройки», с демократизацией отношения государства к церкви, на законодательном уровне снимаются ограничения в регистрации религиозных общин, Церкви возвращаются принадлежавшие ей храмы. В Днепропетровской области число приходов увеличивается от
35 в 1989 году до 102 в 1992 году. Восстанавливаются и реставрируются церкви, использовавшиеся не по назначению. «Наряду с ростом количества храмов не хватало священнослужителей, богослужебной и церковной утвари, книг, икон» [16].
По данным издания «Днепропетровская епархия», 2008 год в г. Днепропетровске ныне действует 70 храмов и Свято-Тихвинский женский монастырь [17].
Советский период православной церкви края в фотособраниии ДИМ отражен небольшой, но показательной для своего времени коллекцией фотографий, переданной Днепропетровскому историческому музею в нач. 1980-х гг. аппаратом уполномоченного Совета по делам религий Днепропетровской области. Передача осуществлялась несколькими комплексами и представляет небольшую в численном отношении подборку фасадных видов храмов Днепропетровской области, имеющих историко-архитектурную ценность, запечатленных в 1970-е гг. Так, по г. Днепропетровску в музейном собрании представлены действующие храмы, памятники архитектуры: Свято-Троицкий собор, Свято-Николаевские церкви в Новых Кайдаках и Старой Игрени, Свято-Крестовоздвиженская церковь в Диевке.
Историю православных храмов Днепропетровска канонической УПЦ современного периода – н. 21 в. в ДИМ представляет значительная по содержанию и в количественном отношении фотоколлекция фотографа-любителя А.В. Долгова, ограниченная четкими хронологическоми рамками съемки 2001-2005 гг.
Коллекция состоит из 900 единиц хранения. Комплексы, представляющие тот или иной объект, имеют различное количественное наполнение, определяющееся, прежде всего, содержанием памятника.
Формирование коллекции происходило двумя этапами. В 2002 А.В. Долгов предоставил ДИМ фотосъемку внешних видов – фасадов православных храмов г. Днепропетровска, выполненную им в 2001-2002 гг. Поводом для наполнения фотоколлекции стала «Карта-схема «Православные храмы Днепропетровска» – спецвыпуск журнала «Спасите Наши Души», 2001 г., в которой были указаны 39 действующих и строящихся храмов. В 2004 году работа была продолжена.
По благословению Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея А.В. Долговым была выполнена фотосъемка храмовых интерьеров, дополнились и фасадные виды. При выборе предмета съемки была взята за основу структура фотоколлекции ДИМ В.Д. Машукова. В ней иконографический комплекс раскрывается по принципу «от общего – к частному»: общий план, внешние виды (фасады) храма, вид на главный иконостас, придельные иконостасы, интерьеры, почитаемые иконы, церковная утварь, имеющая историко-художественное значение. Современная коллекция дополнилась портретной съемкой клира днепропетровских храмов. Таким образом сложились критерии отбора объектов фотосъемки: 1) храм – специально построенное и обустроенное здание, в котором собирается община верующих, 2) конфессиональная принадлежность – каноническое православие, 3) география -территория г. Днепропетровска.
Фотоколлекция создавалась при благожелательном содействии священников храмов Днепропетровска, деятельной энергии и энтузиазме фотографа-любителя Андрея Владимировича Долгова (1959-2006 гг., родился в с. Покровское Истринского района Московской области в семье военнослужащего. В 1960 г. семья переехала в Днепропетровск. Закончил СШ № 49, Высшее зенитно-ракетное командное училище в г. Днепропетровске. С 1977 по 1990 гг. – на военной службе в разных городах Украины). Завершить фотосъемку всех намеченных церквей помешала внезапная болезнь и безвременная смерть А.В. Долгова. Благодаря помощи сотрудников Епархиального управления, предоставивших адреса и списки храмов на 01.01.2005 г., количество объектов увеличилось до 64. Фотосъемка осуществлялась в храмах Днепропетровской Епархии УПЦ 1-го и 2-го благочиннических округов, благочинническом округе по больничным храмам города и Тихвинском монастыре. К сентябрю 2005 г. была выполнена интерьерная съемка в 39 храмах города. Фотографии коллекции А.В. Долгова свидетельствуют о возрождении православных традиций и духовности. В коллекции отразилось стилевое многообразие храмовой архитектуры, традиционных форм, самобытных стилей, а также арх1тектура храмов, разместившихся в приспособленных зданиях. Запечатлены новые днепропетровские храмы, которые начинались с установления креста на пустыре и строящиеся на месте разрушенных в годы атеистического лихолетья. Возвращаются отнятые церкви и перестроенные для «культурно-хозяйственных нужд». Обустройство храмов связано с наполнением новыми иконами и утварью, но нередко прихожане приносят в храмы иконы, спасенные их родителями при закрытии и разорении церквей в прежние годы. Не все храмы возвращены верующим, а православные святыни в места их духовного и исторического предназначения.
Бібліографічні посилання:
- ДИМ. Делопроизводственный архив музея. – Оп. 1 (1900-1916). – Ед. хр. 1.Л. 338.
- ДОГА. – Ф. 416. – Оп. 1. – Ед. хр. 173. – Л 6.
- ДОГА. – Ф. 416. – Оп. 1. – Ед. хр. 197. – Л 15-18.
- ДОГА. – Ф. 6464. – Оп. 1 – Ед. хр. 1. – – Л. 18-21.
- ДОГА. – Ф. 6464. – Оп. 2 – Ед. хр. 23. – л 75.
- ДОГА. – Ф. 6464. – Оп. 2 – Ед. хр. 23. – л 76.
- ДОГА. – Ф. 6464 – Оп. 1 – Ед. хр. 1. – – л. 21-22.
- ДОГА. – Ф. 6465 – Оп. 2 – Ед. хр. 27. – л 2.
- ДОГА. ~ Ф. 6465. – Оп. 2. – Ед. хр. 3. – Л. 3; – Ф. 6465. – Оп. 2. -Ед.хр. 17. – Л. 25.
- ДОГА. – Ф. 6465. – Оп. 2. – Ед. хр. 31. – Л. 112.
- ДОГА. – Ф. 6465. – Оп. 2. – Ед.хр. 23. – Л. 23.
- ДОГА. – Ф. 6464. Оп. 2. Ед. хр. 34. – Л. 1-8; – Ф. 6464. – Оп. 2. -Ед. хр. 26. – Л. 35; – Ф. 6465. – Оп. 2. – Ед. хр. 4. – Л. 126.
- ДОГА. – Ф. 6465. – Оп. 2. – Ед. хр. 2. – Л. 125-127.
- ДОГА. – Ф. 6465. – Оп. 2. – Ед. хр. 43. – Л. 7-12.
- ДОГА. – Ф. 6465. – Оп. 2. – Ед. хр. 37. – Л. 4.
- Днепропетровская епархия: Информационно-справочное издание. – Д.: Издательский отдел Днепропетровской епархии, 2008 год. Арт-Пресс. – С. 62, 65.
- Там же. – С. 189.
Архипова Т.А., старший научный сотрудник Днепропетровского исторического музея им. Д.И. Яворницкого
Джерело: Роль музеїв у культурному просторі України й світу: стан, проблеми, перспективи розвитку музейної галузі. (Збірник матеріалів загальноукраїнської наукової конференції з проблем музеєзнавства, присвяченої 160-річчю заснування Дніпропетровського історичного музею ім. Д.І. Яворннцького) Вин. 11. — Д.: АРТПРЕС. 2009. 608 с.