Наш мир представляет собой динамично развивающееся целое. Музей – это одновременно зеркало, отражающее прошлое, и окно в будущее. Он является частью все время меняющегося потока явлений культуры. Всякий опыт из истории музейного строительства сегодня будет иметь исключительную ценность ибо разработка новых подходов в практике музейного дела требует переосмысления многих положений и создания новой теории музееведения.
Первый этап в развитии советского музееведения охватывает период с 1917 до нач. 1930-х. Качественная особенность этого периода – практическое освоение культурного наследия в научной, экспозиционно-выставочной ;и просветительской деятельности музеев.
Второй этап – сер. 1930-х – нач. 1960-х гг. характеризуется решительной постановкой вопроса о практическом приложении марксистских методов ко всем основным видам музейной деятельности. Признавая необходимость применения максимально наглядных и доступных способов экспонирования, музееведы считали обязательным выявление бытовых и социальных моментов в истории общества. Историко-бытовое направление было своего рода отражением «марксизма» в музееведении.. С необходимостью решения народнохозяйственных задач и пропаганды первых успехов была связана организация общественно-экономических отделов, именно на их основе позднее появляются отделы социалистического1 строительства. С 1927 года музеи стараются строить экспозиции по краеведческому принципу. К 1928 году определилась структура экспозиционных отделов. Был выделен естественноисторический отдел (природа края)„ объединены все отделы общественно-исторического профиля, предлагалось разместить коллекции «на основе исторического принципа». Результатом перестройки экспозиционных отделов явилось то, что в основу экспозиционного показа была положена история развития общественных формаций.
Перестройка работы музеев под девизом: «Лицом к социалистическому строительству» выдвинула задачу поиска путей и форм отражения в краеведческих музеях важнейших вопросов соц. строительства. Преобладала выставочная форма пропаганды достижений текущего периода соц. строительства. Изучение опыта экспозиционной работы музеев в эти годы показало, что в центре внимания были вопросы организации экспозиции, разработки ее тематической структуры и конкретного содержания разделов, отражающих ход соц. строительства. Основным направлением музейной работы становилось создание тематической экспозиции в историко-хронологической последовательности. Экспозиционный показ состояния промышленного развития страны предлагалось строить по отраслевому принципу, а музейные материалы группировать в тематические комплексы.
Период войны можно назвать особым этапом в развитии советского музееведения в освоении темы, связанной с героической борьбой советского народа. Важнейшая задача – перестройка экспозиционной деятельности в направлении усиления ее пропагандистского значения, повышения патриотического и воспитательного воздействия.
В кон. 1948 года широкое распространение получил отраслевой принцип показа. Однако это привело музейные экспозиции к некоторой однотипности и однообразию, схематизации иллюстративности и дублированию тематики.
С кон. 50-х перед музеями со всей остротой встала задача – преодолеть сложившуюся практику выставочного отражения современного периода и приступить к организации стационарных экспозиций. Еще оставались слабо изучены такие серьезные вопросы, как: границы музейного показа, принципы отбора экспонатуры, способы экспозиционного выявления закономерностей исторического развития.
К нач. 70-х годов экспозиционная деятельность уже значительно отличалась от уровня предыдущего десятилетия. Экспозиционный показ истории общества был углублен и расширен как в хронологическом, так и в тематическом плане. Как существенный элемент нового подхода – стремление музеев создавать цельные тематические коллекции на основе проблемного подхода. В области экспозиционной работы было обосновано положение об экспозиции как целостной системе. В качестве ведущего принципа построения для исторических и краеведческих музеев был предложен историко-хронологический. Научную достоверность, образность, эмоциональность экспозиций обеспечивает следование специфически музейному принципу предметности.
Новое принципиальное положение выдвинула практика музейной работы в 80-е годы – проблемное осмысление научного содержания исторической экспозиции. Музейная практика 80-х расширилась представлением »о функциональных возможностях выставок. Они уже широко используются к кон. 70-х – нач. 80-х годов как этапные в ходе подготовки стационарной экспозиции. Выставочная форма отражения текущего периода музейными средствами позволила апробировать направления и аспекты раскрытия конкретных тем. Именно в эти годы получает права гражданства проблемный принцип построения музейных экспозиций. Его сущность состоит в том, что экспозиционные темы раскрываются путем выявления основных характеристик исторических событий, наиболее важных аспектов темы, имеющих принципиальное значение для понимания закономерностей исторического процесса.
К 90-м годам у музееведов проявилось стремление создавать стационарные выставки на подлинных музейных материалах, что способствовало углублению представлений о музейных аспектах темы, выбору наиболее значимых вопросов истории. Стал широко применяться проблемный подход с последующим монографическим показом событий и явлений.
Н.М. Шеимина, зав. сектором ДИМ
Джерело: Музей на межі тисячоліть: минуле, сьогодення, перспективи (Збірник тез доповідей та повідомлень Міжнародної наукової конференції, присвяченої 150-літтю від дня заснування Дніпропетровського історичного музею ім. Д.І. Яворницького). — Дніпропетровськ, 1999.