В условиях формирования в стране государственного, номенклатурно-мафиозного капитализма, постоянного распределения собственности и власти между различными кланами, тотальной коррупции и пренебрежения государственными интересами, культура самым естественным образом оказалась невостребованной и пребывает, как в сущности пребывала и ранее, на обочине жизни. И если мы обрели возможность нового осмысления культурно-исторического контекста и новые культурные ориентиры, то крайне низкое материальное обеспечение культурной деятельности сводит эти обретения на нет. Поэтому музеям необходимо четко осознать свое место в этом изменяющемся мире и, выбрав оптимальные ориентиры, наметить пути выживания. Со временем, когда новый строй окончательно установится, возникнет необходимость в идеологическом обеспечении его существования. Тогда-то и понадобится культура, в том числе и музеи. А в настоящее время перед ними стоит одна задача — сохранить здания, музейные коллекции и костяк профессионалов, на котором, собственно, и держится музей. Исходя из этого и должна выстраиваться модель отношений музея с обществом и государством.
В данных условиях возможны несколько моделей существования. Определяющим здесь является тот предел компромисса, на который может пойти музей, не потеряв при этом лица. Особенно актуальным это является для регионов с национально ориентированным населением, где прослеживается стремление превратить музеи в те же идеологические центры, только с обратными знаками. К тому же украинская историческая наука сейчас находится в том стадиальном периоде, когда на первый план выдвигатются не гуманитарные требования и цели, а пропагандистско-воспитательные функции: выпячивание роли собственного народа, служение государственническим лозунгам, культивирование идеологизированных героических фигур и т.д. Через эту стадию в свое время прошли все историографии молодых государств, что появились после первой мировой войны. Проявившаяся в последние годы тенденция к возрождению национальной культуры, традиций и обычаев не имеет никакого смысла, поскольку указывает на действие, результаты которого по сути недостижимы. Нельзя восстановить ушедшую культуру и эпоху. Можно найти те или иные материальные следы былой культуры, которые возможно интерпретировать и на этом строить свои представления о былой цивилизации, былой культуре. Ибо историческое описание, как сказал кто-то из великих, так же похоже на историческую действительность, как обратная сторона гобелена на лицевую. Надо отыскать в прошлом такие идеи, принципы, идеалы, которые при соответствующей обработке можно бы встроить в современную; модель культуры в качестве ее органичных элементов, пример тому — европейское Возрождение. Нужен анализ нашего историко-культурного наследия в плане перспектив не столько даже музейного, сколько актуального его использования.
Перспективным, в плане выживания музея, является движение его в сторону полифункциональности и постепенного перехода (в финансовом, разумеется, отношении) на автономное существование. В этой связи вашему вниманию предлагаются материалы из опыта работы Музея истории г. Днепродзержинска. Музей истории города существует с 1931 г., в 1985 г. открыта экспозиция в новом здании. На период открытия он воплощал в себе самые передовые тенденции как в техническом оснащении, так и в архитектурно-художественном решении экспозиции. Сама экспозиция была выстроена на основе исторической концепции времен 80-х годов бывшего СССР и размещалась в двух залах. Коллективом музея предпринимались неоднократные попытки его модернизации. В конечном итоге остановились на варианте культурно-просветительного центра, где музей выступал органично составляющей частью и смысловообразующим ядром. Здание музея должно использоваться в нескольких функциональных направлениях. Для этого оно должно соединить в себе чертьи исторического, этнографического и художественного музеев, присовокупив к ним функции городского выставочного зала. При этом музей есть и должен остаться одним из крупнейших культурно-исторических центров города. Ведь по сути он является единственной возможностью для городского жителя приобщиться к исторической памяти и музейной культуре. Исходя из этого следует провести реэкспозицию так называемого досоветского периода, учитывая, что основной функцией музея является информационно-просветительная, а не учебно-историческая. Необходимо отказаться от дидактической демонстрации материалов, особенно связанных с историческими процессами, и не превращать экспозицию в повторение школьного учебника. При этом надо пробудить в посетителе потребность думать и чувствовать, а не только усваивать информацию.
Следующая задача — переориентация второго зала, так называемого советского периода, в городской культурно-выставочный центр. При этом мы исходим из нашего понимания политики культурного строительства в Украине, где приоритетную роль должен играть поиск самоидентичности, возвращение к здоровым корням и истокам и на их основе создания нового культурного пространства. Имеется в виду, что при строительстве государства желательно опираться на то положительное в прошлом, что способствует этому строительству. В этом плане история советского периода вряд ли является тем источником, из которого можно черпать что-то положительное. Кроме того, создание практически любой версии недавнего прошлого, события которого еще снежи в памяти людей, неизбежно ведет к конфронтации полярных сил в обществе. В экспозиционном же плане материалы советского периода в силу их массовости, однотипности, низких эстетических достоинств, практически лишены атрактивности, что резко снижает их воздействие на посетителя.
Переориентация второго зала в культурно-выставочный центр будет определяться двумя основополагающими принципами: политфункциональностью и доступностью. Полифункциональность центра предполагает, в первую очередь, его использование для организации исторических, художественных, этнографических выставок как из фондов музея истории города, так и других музеев Украины, дальнего и ближнего зарубежья: коммерческо-представительных коллекционных выставок предприятий, учреждений, фирм, частных лиц. Тематика последних охватывает производство промышленной и потребительской продукции, современные технологии, научно-технические разработки и т.д. Проект модернизации предусматривает проведение пресс-конференций, деловых встреч, круглых столов, заседаний клубов по интересам и т.д. Он предназначен способствовать интенсивному развитию экономического И культурного сотрудничества между разными регионами Украины, созданию механизмов и фондов финансирования общих гуманитарных проектов. Предполагается, что при центре на постоянно действующей основе будут функционировать:
- выставка-продажа;
- информационный центр;
- кинозал;
- видеосалон;
- фонотека;
- факультативы по народоведению для учащейся молодежи;
- читальный зал историко-краеведческой литературы.
К этому времени часть экспозиции уже переоборудована под художественную галерею «Твой шанс», где прошло уже несколько художественных выставок.
Принцип доступности предполагает работу центра со всеми категориями жителей города: деятелями искусств, руководителями производства, бизнесменами, политическими партиями и движениями, общественными организациями и просто населением.
Культурно-исторический центр должен стать центром притяжения для всех сил и лиц, заинтересованных в нормальном развитии как города, так и общества в целом.
Мы часто предъявляем претензии к государству (и вполне справедливо) о его долге перед культурой, в данном случае, перед музеями. Да, безусловно, без государственной поддержки культура не выживет. Но будем объективны и спросим себя, а что музеи должны государству? Если мы хотим получить государственную поддержку, то должны делать так, чтобы государство отчетливо видело музеи, чтобы оно их слышало. Музеям необходимо стать структурой, которую важно, почетно и престижно поддерживать. Они должны стать партнером, в сотрудничестве с которым будут заинтересованы властные, финансовые, хозяйственные и другие структуры. В этом, залог их выживания, независимо от того нравится это нам или нет.
Сабов М.М., зам. директора по научной работе Музея истории г. Днепродзержинска
Джерело: Музей і майбутнє: Доповіді та повідомлення наукової конференції до Міжнародного дня музеїв, травень 1997 р. — Дніпропетровськ, 1998. — 106 с.