Романково расположено на правом берегу Днепра, в 35 км к северо-западу от Днепропетровска, на территории г. Днепродзержинска, слева от дамбы.
Впервые о Романково заговорили в конце 50-х гг. В 1957– 60 гг. Н. Н. Карловым, – С. К. Накельским, И. Я. Абрамовым и В. И. Свистуном в котловане строившейся Днепродзержинской ГЭС среди пойменных отложений с глубины 1 метра от современной поверхности до подстилающей отложения скалы были подняты кремни, зубы ископаемой акулы четвертичной фауны, кости ископаемых животных и человека. Почти все находки достаточно широко освещались в научной литературе.
Остеологический материал Романково богат и разнообразен: кости 29 видов животных (датировка по коллагеновому методу – поздний плейстоцен, ранний и средний голоцен), орнаментированная кость дикого осла (датировка по коллагеновому методу – начало постгляциала), две бедренные и две плечевые кости человека типа Homo sapiens с неандертало-идными чертами. По заключению Е. Н. Хрисанфовой, исследовавшей одну бедренную кость, романковский палеантроп «по комбинации «сапиентных» и «неандерталоидных» черт… напоминает до некоторой степени палеантропов Палестины».
В 70-е годы, на участке от речпорта до места сброса завода им. Ф. Э. Дзержинского, что приблизительно в 10 км ниже по Днепру от Романковского котлована, был найден костяной наконечник дротика с насечками, датированный концом верхнего палеолита. Аналогов дротику в евро-переднеазиатском регионе на сегодняшний день не обнаружено.
Необходимость вновь вернуться к Романково связана с тем, что музейная коллекция кремня не была опубликована. Она передана В. А. Мизиным в 1957 г. и включает в себя: зубы акулы, кости животных и более 50 кремней, семь из которых со следами искусственной обработки.
Типология орудий (рассматривается семь единиц) поздне-мустырская, однако по разной степени окатанности не может быть датирована только этим временем. Хронологические рамки: мустье – верхний палеолит. Все изделия имеют большую и меньшую степень окатанности и черную лакированную поверхность от Mn окислов и Fe солей. Все изделия имеют односторонне обработанные формы.
По степени окатанности самым древним из коллекции выглядит скребло на отщепе подтреугольной формы, конвергентное, обработанное сколами и крутой скребковой ретушью, в сечении подтрапецеевидное. Подобные скребла, обработанные по всему периоду, что сближает их с остроконечниками, встречаются на стоянке Орел. Грани забиты. Имеются современные сколы со стороны спинки и брюшка.
Скребловидное изделие на отщепе подтрапециевидной формы, конвергентное. Ретушь крутая, односторонняя. Рабочие грани забиты.
Резец срединно-угловой многофасеточный на сколе с площадки нуклеуса. Подобные резцы употреблялись для обработки кости.
Скребловидное изделие миндалевидной формы с односторонней скребковой ретушью. Ретушь расположена по всему периметру, за исключением основы. Оно было опубликовано Кареловым как остроконечник.
И, наконец, мустырскую серию заключает фрагмент отщепа с забитыми прикупленными гранями. Спинка в сечении под-прямоугольной формы.
К верхнепалеолитическому времени можно отнести два изделия: долотовидное орудие (piece equille) с высокой спинкой, плоским без ударного бугорка брюшком, обработанное сколами, употреблявшееся для обработки дерева, и ножевидную пластинку с забитостью по одному краю. По второму – более поздние сколы. В сечении – подтрапециевидное.
Таким образом, Романковский комплекс достаточно выразителен. Его культурно-хронологическая принадлежность вписывается в рамки уже опубликованного материала и не вызывает особых сомнений, хотя мы и имели смещение культурных комплексов в результате переотложений.
И. А. Семенчук (Дніпропетровськ)
Джерело: Регіональне і загальне в історії: Тези міжнародної наукової конференції, присвяченої 140-річчю від дня народження Д.І.Яворницького та 90-літтю XIII Археологічного з’їзду (9 листопада 1995 р.). Дніпропетровськ, 1995. — 328 с.