Среди существующих хронологических схем о миграциях древних народов остановимся на лингвистической. Согласно построениям В. И. Абаева древние переселения прошли несколько этапов. На первом во II пол. III тыс. до н. э. произошел распад индоевропейской общности и (переселение на юг протогреков, протоармян, протохеттов. Ко второму относится распад арийской общности, образовавшейся после распада индоевропейского единства в 1 пол. II тыс. до н. э., и миграция протоиндийцев в Индию. В Юго-Восточной Европе остались протоиранцы. Они разделяются в конце II тыс. ідо н. э. На третьем этапе отделились протомидоперсидские и киммеро-скифские племена. Они создали два ареала обитания ираноязычных народов. Первые – южный – между Каспийским морем и Персидским заливом, вторые – северный – от Юго-Восточной Европы до западных областей Средней Азии. На четвертом этапе происходит распад обеих общностей, возможно, что это произошло между 1000–500 гг. до н. э.
Е. А. Грантовский относит восточноиранское языковое единство ко времени до VIII в. до н. э. Уже в VIII–VII вв. до н. э. различные группы восточноиранских племен проживали на обширных территориях, а восточноиранские языки обладали большой диалектной дробностью.
В VIII–VII вв. до н. э. начинаются западные киммеро-скифские миграции с востока на запад. Не касаясь подробно этих миграций остановимся на последних исследованиях северопричерноморского региона, которые фиксируют эти переселения. К.К. Марченко выделил для Северного Причерноморья семь периодов регионального развития с VIII в. до н. э. на середину
1 в. н. э. Вторжения кочевников фиксируются на первом – во 2 пол. или в конце VIII в. до н. э. по середину VII в. до н.э. Это время вторжения нескольких раннескифских орд, которые дестабилизировали ситуацию во всем регионе. На третьем этапе – во второй четв. V – последней трети V вв. до н. э. в причерноморских степях появились носители скифской классической культуры. Кризис региона превратился в скифскую баранду. С сарматскими вторжениями связаны кризисы на пятом этапе на рубеже IV–III – не позднее конца I трети III вв. до н. э.. и на седьмом с середины II в. до н. э.– до середины I в. Н.| э. На двух последних этапах произошла гибель Великой Скифии и земледельческих округ античных центров. Виновниками этих потрясений К. К. Марченко считает только сарматов.
Позиция К. К. Марченко нашла поддержку М. Б. Щукина. Вслед за Д. А. Мачинским он также относит крушение Великой Скифии к концу IV в. до н. э. Эти события связывает с событиями на Боспоре и на Кубани, где скифы и сарматы участвовали в различных группировках в борьбе за власть между сыновьями боспорского царя Перисада. Несогласованность письменных и археологических источников М. Б. Щукина не смущает. Причину разнобоя он видит в отсутствии раннесарматских памятников на левобережье Днепра из-за неразработанности хронологии прохоровских памятников. Не вдаваясь в подробности, исследователь отметил, что «по археологическим данным для III в. до н. э. Скифия выглядит в значительной мере пустынной».
Не вызывает у М. Б. Щукина сомнения участие сарматов царя Гатала в событиях 179 г. до н. э. Он считает, что его владения охватывали и левобережье Днепра. Участие роксоланов в митридатовых войнах связывается с новой волной кочевников,, пришедших из Центральной и Средней Азии после событий 165–135 гг. до н. э., когда кочевники разгромили Греко-Бактрийское царство.
Позиция К. К. Марченко и М. Б. Щукина обращает на себя внимание признанием факта разгрома Великой Скифии кочевниками на рубеже IV–III вв. до н. э. или в начале Ш в. до н. э. Это одни из последних докторских исследований и они не совпадают с позицией современных сарматоведов, которые относят проникновение сарматов в причерноморские степи со ІІ в. до н. э., а концепцию Д. А. Мачинского считают недостаточно разработанной и аргументированной.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о незавершенности решения вопроса о времени проникновения сарматов в Северное Причерноморье.
В. И. Костенко (Дніпропетровськ)
Джерело: Регіональне і загальне в історії: Тези міжнародної наукової конференції, присвяченої 140-річчю від дня народження Д.І.Яворницького та 90-літтю XIII Археологічного з’їзду (9 листопада 1995 р.). Дніпропетровськ, 1995. — 328 с.