Многочисленные привилегии, гарантированные меннонитам Российской империи, способствовали выделению меннонитов в особую группу в колонистском населении России и оказали значительное влияние на социально-экономическое развитие меннонитских общин. Впервые льготы были узаконены в именном указе императрицы Екатерины II от сентября 1787 г. В число льгот включалось: беспрепятственное отправление веры, выделение 65-десятинных наделов земли на семейство, разрешение на обзаведение фабриками, занятие ремеслом и торговлей, освобождение от воинской и гражданской повинности и т.д.
Дарованные привилегии подтверждались последующими российскими монархами и стали основой экономического процветания меннонитских колоний. Меннониты занимали лидирующие экономические позиции среди иностранных колонистов Таврической и Екатеринославской губерний. Об этом свидетельствует тот факт, что самый большой доход на душу населения среди колонистов юга России был получен по Хортицкому меннонитскому округу и составил 160 руб., по данным на 1841 г.
В целом особенности развития экономической жизни меннонитских округов были связаны с развитием товарного производства зерна, превращающегося в период быстрой индустриализации европейских стран во все более выгодный источник, доходов. Характеризуя состояние экономики меннонитских колоний, необходимо отметить, что сельское хозяйство являлось главным источником доходов меннонитов, тем не менее было довольно развито ремесло и появились даже зачатки промышленного производства. Меннонитские колонии не только обеспечивали свои потребности в различных изделиях, но и вы- ставляли их на продажу. Так, сельскохозяйственные орудия труда и подводы, сделанные меннонитскими ремесленниками пользовались большим спросом среди русских, украинских крестьян и других колонистов. Во II половине 1840 г.— начале 1850 гг. производство подвод составило около 75% от всего объема промышленного производства в Молочанской колонии. Подобные процесы происходили и в Хортицкой колонии. Традиционные ремесла, такие как плотничество и кузнечное ремесло, были объединены в промышленном производстве подвод, сельскохозяйственных орудий труда и механизмов. Именно на Хортице были заложены основы промышленного производства молотилок и других сельскохозяйственных машин. Пионером в этой новой области промышленности стал Питер Лип, начав с производства часов, он впоследствии обратил свои усилия на производство сельскохозяйственных машин, начиная с 1850 г. Его примеру затем последовали и другие меннониты, а несколько позднее подобные механические цехи были открыты и в Молочанской колонии. Там же находилось развитое производство обожженного кирпича. Так, например, в 1839 г. было сделано 500 тыс. шт. кирпича, а в 1845 г.— 13 фабрик производили уже 1 млн. 800 тыс. шт., в 1854 — 23 фабрики производили 7 млн. шт.
Таким образом, в меннонитских поселениях было развито ремесло и промышленное производство. Но это производство являлось побочной отраслью, предназначенной обслуживать потребности сельского хозяйства, составляющего основу экономики. Это положение наглядно иллюстрируют статистические данные, отражающие социальную структуру меннонитских колоний. Так в 1846 г. 75% населения в Молочной было прямо или косвенно занято в сельском хозяйстве, а 15% занималось производством сельскохозяйственных орудий труда. Между 1851 и 1855 гг. процент ремесленников среди населения возрос с 16% до 19%, в то время как процент купцов-торговцев оставался неизменным — 2%. На Хортице в 1846 г.— 60% населения занимались фермерством и 20% составляли ремесленники. В то же время появляется новая социальная группа — безземельные. Это объясняется тем, что население колоний росло, а наделы при наследовании не дробились. В Молочной эта группа увеличивается с 8% в 1,846 г. до 10% в 1851 г. На Хортице в 1846 г.— они уже представляли 20% населения. Все это свидетельствовало о начале процесса глубокой социальной дифференциации и привело к кризису обезземеливания.
Характеризуя социальную жизнь меннонитов, целесообразно упомянуть о механизме управления колониями и принципах общественного самоуправления. Общее управление колониями осуществляли Саратовская и Новороссийская конторы опекунства иностранных колонистов, учрежденные в 1797—1801 гг. К ведению этих контор отошли все дела колонистов за исключением уголовных и гражданских. Непосредственно колонии управлялись сельским мирским сходом и сельским приказом. По окружному управлению колонии объединялись в округа, в каждом округе имелись окружные приказы. За правильным ходом общественного самоуправления, производством местных дознаний, следствий назначались попечители колоний. Проживая на мес- стах, они должны были содействовать главному попечительству. Структура меннонитских общин характеризовалась сосуществованием духовной и светской власти, при этом религиозная община не всегда совпадала с сельской.
Таким образом, такие факторы, как система общественного самоуправления, преобладание товарного производства сельско-хозяйственных продуктов над промышленным производством, вкупе с растущей социальной дифференциацией и кризисом, обезземеливание обусловили специфику социально-экономического развития меннонитских поселений на Украине во II половине XIX века.
Деркач О.С., аспірантка кафедри загальної історії ДДУ
Регіональне і загальне в історії: Тези міжнародної наукової конференції, присвяченої 140-річчю від дня народження Д.І. Яворницького та 90-літтю XIII Археологічного з’їзду (9 листопада 1995 р.). Дніпропетровськ, 1995. — 328 с.