В данном материалы мы рассмотрим специфику и основные особенности проведения детских экскурсий. Тем, кто хочет стать хорошим детским экскурсоводом, читать обязательно!
Экскурсии для школьников, несомненно, должны отличаться от экскурсий для взрослых, как по форме проведения, так и по своему содержанию, поскольку у детей совершенно иные возрастные особенности восприятия материала, основанные больше на эмоциональной компоненте, нежели на «сухом фактологическом основании».
“Мир школьных экскурсий” имеет свои тонкости и свои правила. При грамотном построении экскурсии для школьников желательно использовать сразу несколько важных приемов: во-первых, выстраивание диалогических отношений за счет вопросов-ответов, что способствует более углубленному интерактивному характеру экскурсии, во-вторых, правильное сочетание эмоционально-образного рассказа с интеллектуально-энциклопедическим, в-третьих, актуализация информации за счет правильного подбора ассоциативных рядов, связанных с повседневной жизнью и деятельностью ребенка. Хороший детский экскурсовод должен быть одновременно и психологом, и аниматором, и наставником, и авторитетом для всей группы детей. Очень важно проявлять уважение, терпимость к ребенку и его склонностям. Нельзя оставлять детские вопросы без ответов и нельзя во время экскурсии давать детям те обещания, выполнить которые гид не в состоянии.
Немаловажным фактором удачной экскурсии для школьников является реализация ожидания, которое закладывается при подготовке ребенка к освоению новой информации и получению новых впечатлений. Если дети будут с нетерпением ждать поездку и готовиться к ней, конечный эффект будет намного выше обычного.
Путешествие за пределы знакомого города, когда меняются географические, а, иной раз, цивилизационно-исторические ландшафты, должно сопровождаться многочисленными объяснениями даже самых простых особенностей природного или культурного мира «за окном вашего автобуса». При этом хороший экскурсовод всегда должен иметь в запасе несколько эксклюзивных материалов обо все, что встретится на пути. Немаловажным является использование иллюстративной информации (фото-, аудио- или видеоматериалы), дающие более глубокое представление об экскурсионном объекте.
Если хотите проверить свой уровень, в конце детской экскурсии, обязательно, спросите у самих детей, понравилось им или нет. В таких ситуациях дети никогда не врут, и, если они скажут или прокричат, что «понравилось» – поздравляем – вы действительно хороший детский экскурсовод!