Ожившие звуки (из истории звуковоспроизводящих аппаратов)

СПИСОК ЭКСПОНАТОВ

1-2. Музыкальные шкатулки.
3-4. Граммофоны.
5. Графонола.
6-8. Грампластинки.
9-10. Патефоны.
11. Радиола.

(В зале звучат мелодии разных лет, оформление зала составляет звуковоспроизводящая аппаратура: граммофон, патефон, графонола, радиола и др. Начинается вечер.)

ФОНОГРАММА «БОЙ ЧАСОВ»

Музейный сотрудник: Добрый вечер, дорогие друзья! В глубокой древности один гонец доставил своему повелителю говорящие вести, заключенные в шкатулку. И, хотя это, конечно же, вымысел, нельзя не отметить, что самой идее – сохранить, зафиксировать звучание человеческого голоса – никак не меньше 3-х тысячелетий. Из столетия в столетие, путешествуя из мифа в миф, от автора к автору, она входила в фантастические сюжеты с не меньшей настойчивостью, чем другие технические мечты человечества, осуществленные в наше время: о полете в космос, о плавании кораблей под водой, о видении на расстоянии. Вот эти музейные экспонаты помогут сегодня нам проследить осуществление мечты человечества – зафиксировать и сохранить человеческий голос.

ФОНОГРАММА «БОЙ ЧАСОВ»

(Ведущая подходит к столику, на котором стоит музыкальная шкатулка и подсвечник, зажигает свечу, открывает шкатулку –  звучит музыка )

Музейный сотрудник: Музыкальная шкатулка… Предмет роскоши и игрушка. Игрушка, имеющая десятки назначений – от маленьких или примитивных табакерок и музыкальных шкатулок для  дамских принадлежностей до сложных по устройству стационарных полифонов, оркестров. Эти механические музыкальные  аппараты были снабжены приспособлениями для исполнения зафиксированных на дисках конкретных произведений. При игре концы звучащих стальных язычков, собранных в виде гребенки, цеплялись за крючки выштампованные на металлических дискообразных нотах, или шпильки, вбитые в цилиндрические нотные валы.
Эта музыкальная шкатулка была сделана в Швейцарии; во второй половине XIX века, играет она 4 мелодии.

ИГРАЕТ   ШКАТУЛКА
ИСПОЛНЯЕТСЯ МИНУЭТ

Музейный сотрудник: Однако музыкальные шкатулки воспроизводили только механическую музыку. А голос?! Теофиль Готье, известный писатель и журналист XIX века писал: «Все умирает вместе с человеком, но больше всего его голос… Голос – это воплощение души. Это ее чувственное проявление. Слушая голос, я постигаю душу, и слова, им произнесенные, меня обмануть не могут. Где мастеру слова найти те слова, которые могут описать человеческий голос?»
Еще со времен средневековья существовало странное представление о том, что голос артиста с хорошими вокальными данными может быть сохранен, если через его отрезанную голову продувать воздух и с помощью рычагов приводить в движение звукообразующий аппарат. К счастью, о практическом осуществлении этой идеи в хрониках ничего не говорится.
Путь к созданию современных звукозаписывающих устройств усеян, конечно, не только легендами. Подлинные достижения на этом пути стали возможны благодаря пытливым и неустанным исканиям ученых разных стран.

ФОНОГРАММА «БОЙ ЧАСОВ»

Музейный сотрудник: В 1877 г. в лаборатории Томаса Алва Эдисона впервые прозвучала напетая в фонограф песенка «У Мери был маленький ягненок» – с этой детской песенки и началась эра звуко-записи.
В Парижском Музее искусств и ремесел можно увидеть экземпляр первого фонографа Эдисона. Основные его элементы – трубка, служащая для собирания звуковых волн и мембрана, жестко соединенная с резцом. Резец прочерчивал борозду по оловянной фольге, навернутой на цилиндр. Фонограф был еще несовершенен. Звук «с» и шипящие звуки внушали ужас, и было необходимо подбирать для записи слова, где их было меньше. Да и каждый валик-цилиндр нужно было «напевать» и записывать заново.
Рассказывают, что когда фонограф впервые публично показывали в России, владельца аппарата присудили к трем месяцам тюрьмы за надувательство. Никто не хотел верить, что можно механически записывать и воспроизводить голос человека. Считали, что все это ловкий обман – машинка стоит только для отвода глаз, а  говорит спрятанный человек. Один из первых своих фонографов Эдисон послал в подарок Льву Толстому и благодаря этому для нас сохранился голос великого писателя.

ВКЛЮЧАЕТСЯ ФОНОГРАММА РЕЧИ ТОЛСТОГО

ФОНОГРАММА «БОЙ ЧАСОВ»

Ведущая: (подходя к граммофону) Фонограф Эдисона был предком граммофона. Практически через 11 лет американским инженером Эмилем Бумгнером был изобретен граммофон. Теперь зазвучали в домах прекрасные мелодии в исполнении известных оркестров. И среди них особо любимыми были вальсы.

ЗВУЧИТ ПЛАСТИНКА. ИСПОЛНЯЕТСЯ ВАЛЬС.

А сам граммофон не всегда выглядел именно так. В 1905 г. на Лейпцигской ярмарке публика восхищалась разнообразием форм граммофонов. Наибольшую сенсацию произвела модель, в которой вообще нельзя было узнать разговорную машину: группа фигур из майолики обрамляла трубу, искусно превращенную в грот. Все части конструкции скрывались богато орнаментированной подставкой.
Стремление придать граммофону вид комнатного украшения не было лишь курьезом или случайностью. Без такой «маскировки» ему не находилось места в буржуазных и аристократических салонах. Другое дело, если аппарат был спрятан, например, в пивную бочку из благородного дуба или встраивался в особый шкаф. Такой необычный граммофон и хранится в фондах нашего музея. Сделан он немецкой фирмой «Klingsor». Такая говорящая мебель куда больше отвечала вкусам великосветских меломанов.
На смену валику фонографа пришла граммофонная пластинка. К началу века общий их тираж превысил 4 миллиона экземпляров. До 1903 года выпускались односторонние пластинки, они имели специальный барьерчик у края диска.
Первое время, когда граммофоны были еще диковинкой, уговорить певцов записаться на пластинку – петь в дьявольскую трубку – было делом непростым.
Поворотным моментом в отношении артистов к работе в студии стала запись на пластинку голоса великого русского певца Ф. И. Шаляпина. Для ее проведения в Москву из Лондона специально приехали ведущие инженеры АО «Граммофон». За каждый исполненный номер певцу было заплачено по 2000 рублей (деньги по тому времени большие). После выхода первых пластинок Шаляпина, а стоили они тогда 5 рублей, уговаривать артистов записываться уже было не нужно. Все они поняли, что это и неплохой заработок, и хорошая реклама. Именно такая пластинка, одна из первых, хранится в фондах нашего музея. Давайте послушаем ее.

ЗВУЧАТ НЕСКОЛЬКО МУЗЫКАЛЬНЫХ ТАКТОВ С ПЛАСТИНКИ.

Федор Иванович бывал в городе Екатериноелаве с гастролями в 1915 г. Вообще культурная жизнь города в начале XX в. была яркой, насыщенной прекрасными событиями. Здесь выступали Л. В.Собинов, В. Ф. Комиссаржевская, К. А. Варламов, М. Заньковецкая. Дважды танцевала здесь блистательная Айсидора Дункан. В то время экзотическим и модным танцем было танго.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАРА ИСПОЛНЯЕТ ТАНГО

Торговали пластинками в магазинах города, один из них был расположен напротив почты (современного главпочтамта). На этих пластинках были записаны модные песни, танцевальные мелодии, которые рекламировали магазины, торговавшие пластинками. (Зачитывается реклама магазинов грампластинок города).
(Музейный сотрудник подходит к графоноле) А этот необычный аппарат называется графонолой. Их выпускала английская фирма «Колумбия» в 20-е годы XX ст. Рупор находился в нижней части аппарата, в ящике. Послушайте, как звучит графонола. (Ставит пластинку на графонолу).

ФОНОГРАММА «БОЙ ЧАСОВ»

Музейный сотрудник: Мысль за мыслью, эксперимент за экспериментом упорно работали исследователи над усовершенствованием звуковоспроизводящего аппарата. Успеха добились два француза – братья Патте. Механико-аустический аппарат для проигрывания граммофонных пластинок, портативную переносную разновидность граммофона со скрытым рупором назвали патефоном. Однако они несколько отличались по своей конструкции от аппаратов, которые мы видим здесь. (Показывая) Этот патефон был сделан в Англии уже в 30-40- годах XX в. На внутренней стороне крышки фирменный знак – собака, слушающая патефон. Кстати, это та же фирма, которая в начале века выпускала граммофоны.
А вскоре специально для патефона стали выпускать пластинки. Они были несколько легче по весу своих предшествениц и без барьерчика у края диска. Материал для изготовления пластинок использовали еще с 1896 г. и заимствован он был у фирм, производивших пуговицы. Находка оказалась настолько удачной, что эта композиция, хотя и с некоторыми вариантами дожила едва ли не до наших дней. А одним из популярнейших танцев того времени была полька

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПОЛЬКА

(Ведущая подходит к маленькому патефону) А этот маленький патефон был сделан в 30-е годы Ленинградской артелью. Такие компактные аппараты удобно было переносить, брать с собой на пикники, танцевать там или слушать любимые пластинки. Это был походный патефон. Существовали аппараты еще меньших размеров карманные патефоны. Но, независимо от своих размеров, звучали они прекрасно. Давайте послушаем. (Ставит пластинку с песней С. Лемешева «Очи»).

ФОНОГРАММА «БОЙ ЧАСОВ»

Музейный сотрудник: В 30-е годы появились первые электропроигрывате¬ли. В них были применены звукосниматели, преобразующие механические колебания иглы в электрические. Звукосниматель, соединенный с усилителем, позволил воспроизводить грамзапись с необходимой мощностью звучания через громкоговоритель. 21 июня 1948 г. все та же знакомая нам фирма «Колумбия» выпустила первые диски на 33 оборота. Но только в 50-е годы, после появления долгоиграющих пластинок электрофоны вытеснили патефоны.
Эта радиола с проигрывающим устройством была сделана на Минском заводе в 1952 г. Одной из любимых исполнительниц того времени была Эдит Пиаф. (Ставит пластинку Эдит Пиаф).

Жила певица
вместе с ней жил
ее голос.
Да еще
ее старенький пес.
(далее читает стих под фонограмму песни в исполнении Эдит Пиаф).
Так и жили
Втроем они
Вместе.
Друг без друга
Никак им нельзя.
У певицы был голос и песни,
А у пса были только глаза.
Но с певицей голос расстался;
С бренным телом, с усопшей душой,
Он живой на пластинке остался,
Отошел от нее, как чужой.
И когда от квартиры соседней
Этот голос летит на мороз,
Слепо мечется
В тесной передней
И на стены
Бросается пес.
У собаки
Особая память,
Ей не пить
На поминках вино,
Ей не высказать
Горе словами
Может, легче бы
Стало оно.
И на самом бравурном аккорде,
Когда песня
Подходит к концу,
Влажно катятся
Слезы по морде,
А точнее сказать
По лицу.
Н. Доризо
(Заканчивается фонограмма песни в исполнении Эдит Пиаф)

Музейный сотрудник: Когда появились электропроигрыватели, частенько в погожие дни выставлялись они на окна, и старый двор становился танцевальной площадкой.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ФОКСТРОТ

ФОНОГРАММА «БОЙ ЧАСОВ»

Музейный сотрудник: (на фоне 108 симфонии Гайдна) В один из американских городов приехал известный в стране оркестр. Лучший концертный зал города в тот вечер был переполнен. Начался концерт, зал наслаждался искусством исполнителей. Но вдруг по знаку дирижера оркестр замер. Смычки повисли в воздухе, руки пианиста опустились на колени, ударник остался стоять с поднятыми над литаврами палочками… А музыка между тем не прекращалась. Это было неправдоподобно. Изумление присутствующих в зале трудно описать. Все стало ясно лишь после того, как публике объяснили, что она, сама того не подозревая, была привлечена к эксперименту. Демонстрировалась новая, стереофоническая система звукозаписи и звуковоспроизведения. Оркестр в тот вечер не издал ни звука: программа была заранее записана и воспроизводилась через систему скрыто установленных в зале громкоговорителей. Все, что происходило на сцене было лишь пантомимой, имитировавшей живое исполнение, чтобы более эффектно и убедительно показать преимущества новой системы перед обычной, монофонической.
…Идут годы, десятилетия. Меняется мода. Менялся и внешний вид этих аппаратов, пластинок. Для каждого времени характерна своя мелодия, своя пластинка и сегодняшний день кто-то, может быть, будет вспоминать по этой мелодии.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ЛАМБАДА

Музейный сотрудник: Живой человеческий голос и музыка, закодированные в мозаике магнитных частиц на тонкой ленте или пластинке, не исчезли в реке забвения Лете, уцелели и зазвучали через годы, десятилетия, века. Далекие потомки будут знать многих из ныне живущих, как знаем и мы своих предшественников, в лицо и по голосам, как своих собеседников, и словно от них лично воспримут остроту современных проблем, накал нынешних страстей. А самой первой, самой ранней сокровищницей звучащих голосов оказались чудом дошедшие до наших дней, хрупкие, оплавляемые даже прямо падающим солнечным лучом восковые цилиндры – валики эдисоновского фонографа и вот эти пластинки.
Музейные экспонаты помогли нам узнать удивительную историю превращения такого привычного аппарата.
Он так привычен, этот мир простой…
И полон тайн, живущих с нами рядом.
Мир полон тайн и звуков, которые приходят к нам через годы. И как будто не прошло без малого столетия: с легким постукиванием, но бойко снова вертится пластинка и звучит победивший время голос.

(Ведущая ставит на грамофон пластинку, после нескольких музыкальных фраз звучит
ФОНОГРАММА «БОЙ ЧАСОВ»)

Ведущая: А теперь, мы приглашаем Вас подойти поближе, рассмотреть и послушать главных героев нашей сегодняшней встречи – звуковоспроизводящие аппараты.

Литература.

  1. Бабенко Г. Подарунок Едісона. “Прапор юності”. 1970 р., 12 грудня.
  2. Буровик К. А. Родословная вещей. – М. Экономика, 1989.
  3. Готье Т. Путешествие в Россию. – М.: Мысль, 1988.
  4. Железный А. И. Наш друг – грампластинка. – К.: Музична Україна, 1989.
  5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. – СПб, 1901.

Автор: Капустіна Н.І. – зав. відділом ДІМ

Джерело: Музей і відвідувач: методичні розробки, сценарії, концепції. – Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2005. – 148 с.