Биографическая справка.
Елена Петровна Блаватская (1831-1891) – исследователь древних учений, писательница, создатель Международного теософского общества. Биографическая справка. Елена Петровна Блаватская известна всему миру как основательница Международного теософского общества, талантливая писательница, выдающийся знаток древних религий и эзотерических учений, человек, наделённый уникальными парапсихологическими способностями. В своих трудах она стремилась привлечь внимание западного мира к традициям восточных учений, неоднократно подчёркивала их древность и всеобщность.
Родилась Е.П.Блаватская 12 августа 1831 года в Екатеринославе в доме по ул.Петербургской (ныне Днепропетровск, ул.Ленинградская,11).
Первый период её жизни (1831-1848гг.) – детство и юность до замужества, протекали при очень счастливых условиях в просвещённой и, по всем признакам, дружной семье с гуманными традициями и чрезвычайно мягким отношением к людям. В связи с частой переменой мест службы отца Елены – Петра Алексеевича Гана, офицера конной артиллерии, его семья колесила по Украине: в основном по Екатеринославской, Полтавской и Киевской губерниям. В походных условиях родились и росли младшие сестра и брат Елены – Вера и Леонид. С 1842 г., после смерти матери, Елена жила в семье своего деда, А.М.Фадеева: сначала в Саратове, где он был губернатором, а позднее в Тифлисе.
Здесь, в 1848 г. она вышла замуж за Н.В.Блаватского. Спустя несколько месяцев, после венчания, покинув мужа, юная Елена отправляется в путешествие по свету, с твёрдым намерением попасть в Тибет.
С 1848 г. по 1872 г. длился второй таинственный период жизни Е.П.Блаватской. Это были годы странствий. Она побывала в Турции, Египте, Франции, Германии, Англии, Северной и Южной Америке, Японии, Индии, возвращалась в Россию. Но маршруты всех её путешествий замыкались в одной и той же точке: Тибет и Гималаи. Когда ей исполнилось тридцать три года, она пересекает, наконец, заповедную границу. В 1872-1873гг. мадам Блаватская последний раз приезжает в Россию. Летом 1873 года у неё уже новый адрес: Нью-Йорк.
Начинается третий период жизни Елены Петровны – период творчества. Теперь её действия, да и вся линия поведения, обрели целенаправленный характер. В 1875 году она основывает Теософское общество, одной из важнейших задач которого было и есть образование всемирного братства людей, без различия вероисповедания, происхождения и общественного положения. Живя в США, Елена Петровна в 1876-1877гг. пишет «Разоблачённую Исиду», принёсшую ей всемирную известность. Здесь же встретила журналиста Генри Олькотта, который стал её верным помощником и единомышленником. Именно вместе с ним, в 1878 г. она навсегда покидает Америку и переезжает в Индию. Перебравшись к берегу Индийского океана, Блаватская поселилась сначала в Бомбее, а затем в Адьяре (близ Мадраса). Закипела неустанная работа. Елена Петровна писала по одиннадцать часов в сутки, посылала корреспонденции во многие страны мира, издавала журнал « Теософист». В 1884 г. уехала в Европу. Жила в Германии, Италии, Франции, Англии. В последние два года жизни Е.П.Блаватской выходят в свет и книги: «Ключ к теософии», «Голос безмолвия», а также сборник стихов, стансов «Перлы Востока», переведённых ею с восточных языков. Но самое главное: она пишет капитальный, итоговый труд своей жизни – «Тайную доктрину». Это колоссальное исследование мировых религий, древнейших философских систем, символизма и естественно-научных представлений с рассмотрением последних достижений и гипотез научной мысли позапрошлого века. Оно не имеет аналогов.
Елена Петровна Блаватская ушла из жизни 8 мая 1891года в Лондоне. День её успокоения чествуется под названием Дня Белого Лотоса. Наследие Елены Петровны Блаватской оказало огромное влияние на жизнь, деятельность и творчество таких выдающихся представителей мировой науки, искусства и политики, как К.Циолковский, Т.Эдиссон, А.Скрябин, М.Чурлёнис, Н. и Е.Рерихи, М.Волошин, Дж. Лондон, В.Кандинский, П.Гоген, А.Эйнштейн, М.Ганди, Дж. Неру.
Труды Е.П.Блаватской синтезируют научные, философские, религиозные знания и отвечают современному уровню целостного миропонимания, интегрирующего различные сферы духовной культуры человечества. Наследие нашей великой соотечественницы имеет определяющее значение в формировании нового мировоззрения человечества на современном этапе эволюционного развития.