Каменная статуя первых веков нашей эры из коллекции ДИМ

В коллекции Днепропетровского исторического музея есть целый ряд выдающихся памятников архаического и средневекового искусства [1]. Среди них особое место занимает небольшая гермообразная статуя из серого гранита. Она привлекает внимание оригинальностью стиля, иконографии, а также историей происхождения, семантикой. В музейных коллекциях Украины аналогов статуе из Днепропетровска не найдено. Можно только предполагать о культурной принадлежности и времени изготовления этого своеобразного памятника.

«Герма» происходит из раскопок Д.И. Яворницкого 1903 г. у ст. Висунь Екатеринославской губернии (сейчас Херсонская область), – так написано в инвентарной книге фондов Днепропетровского исторического музея. К сожалению, ни в дореволюционных каталогах музея, ни в материалах ХІІІ археологического съезда, проходившего в Екатеринославе в 1905 г., информация о раскопках кургана у ст. Висунь и находке каменной статуи не найдена.

По недавно поступившей информации (осень 2007, студент Криворожского педагогического университета И.В. Шевченко), станция Висунь находится на границе Днепропетровской, Кировоградской и Николаевской областей. Рядом со станцией Висунь, в 300-350 м от железной дороги, находится группа курганов со следами дореволюционных раскопок – тупой траншеей.

В музее бытовала экзотическая легенда о связи «идола» с коллекцией Н. Миклухо-Маклая.

«Идол» – так записано в инвентарной книге ДИМ (1948 г.).

Видимо, на такую версию натолкнули кудрявые волосы и «приплюснутый» (отбитый) нос запечатленного в камне мужчины, хотя запись в инвентарной книге не соседствует с перечнем предметов из коллекции Миклухо-Маклая.

Изваяние из Висуни – это небольшая статуя мужчины, стоящая на прямоугольном постаменте. Лицевая и боковые стороны статуи рельефны, а тыльная сторона обработана как герма – гладкая прямоугольная плита без деталей. Размеры статуи 0,53х0,75х0,135 м, постамента – 0,21х0,20х0,09 м. Герма изготовлена из мелкозернистого серого гранита. Поверхность статуи хорошо обработана, отшлифованы все стороны статуи, лицевая сторона выполнена в технике высокого рельефа.

Сохранность, в целом, хорошая, не считая оббитого носа и небольших выбоин на поверхности.

Фигура мужчины приземистая, голова крупная на короткой шее, ножки непропорционально маленькие, руки скрещены на груди. Особенности стиля, иконографии – положение рук, явная каноничность позы указывают на сакральный, культовый характер статуи. Голова изваяния – крупная, массивная, с низко опущенным на грудь квадратным подбородком, изображены кудрявые волосы, коротко стриженые у лба и на затылке, спускающиеся длинными локонами на спину. Лицо широкое вверху и зауженное книзу. Обозначены большие глубоко посаженые глаза с закрытыми веками, рот – узкой длинной канавкой с опущенными вниз концами, уши – в виде спиралевидных завитков. На груди – скрещенные в кистях руки, показаны все 5 пальцев раскрытой ладони. Мужчина, может быть, одет в короткий хитон, край подола обозначен широкой полосой. Правда, отсутствие верхних деталей одежды, небольшое утолщение в центре края подола наводят на мысль, что это может быть набедренная повязка. Ноги, искривленные в коленях, опираются ступнями на постамент, отделенный узкой канавкой от статуи. Тыльная сторона хорошо отшлифована, без деталей, проработана только голова: показаны длинные волосы до лопаток. Боковые грани обработаны, рельефны – до половины (по вертикали).

Стиль статуи своеобразен, бросается в глаза сочетание приемов и традиций, с одной стороны, античной скульптуры: гермообразность, проработанность фигуры, постамент, а с другой стороны, приемов «варварского» провинциального искусства позднеримского времени; непропорциональность, обобщенность, схематичность в изображении отдельных деталей фигуры – рук, ног. В целом, в стилистике, иконографии, технике «идола» из Висуни господствуют черты, дух «варварского» искусства, что придает статуе особую оригинальность и выразительность.

Зная географию находки, близость к Северному Причерноморью, к римским провинциям, логично предположить связь висунской статуи с миром римской провинциальной скульптуры.

Эту близость к римскому провинциальному искусству впервые предположили специалисты из Эрмитажа, видевшие фотографию «идола» из Висуни.

Причем, статуя могла быть изготовлена как в римских провинциях (Фракии, Дакии), так и в среде готских племен, государственное объединение которых сложилось в Северном Причерноморье в середине ІІІ в. н.э. [2, с. 240].

Во всем круге восточноевропейской раннесредневековой скульптуры прямых близких аналогий публикуемой статуе – «герме» из Висуни нет.

Отсутствие прямых аналогий изваянию из Висуни настроило некоторых исследователей, видевших статую, на мысль, что это подделка. Хотя скульпторы, которым показывали статую считают, что техника ваяния, стиль не характерны для современной нам скульптуры.

Зато много общего, похожего в изображении отдельных деталей, в стиле, технике мы находим в скульптуре кельтских и посткельтских культур от раннего железного века до эпохи раннего средневековья. Это головы, бюсты, статуи отличительной особенностью которых являются лица, по ирландским сагам, «широкие сверху, узкие снизу», большие глаза, изображение рта в виде узкой прорези, уши – «завитки» [3., с. 356]. Такие стилистическо-иконографические особенности мы увидим в кельтской культовой скульптуре позднего латенского периода (кон. І тыс. до н.э.). Это бюст мужчины из Будапешта, изображения на бронзовом кувшине из Австрии [4. с. 35], скульптура первых веков н.э. из Галлии, Дакии, Фракии [5, с. 112-113].

Исследователи кельтской культуры отмечают большое количество антропоморфной пластики в святилищах. Это подтверждает экстраординарная находка, сделанная в начале 50-х годов ХХ века у истоков Сены – 27 деревянных статуй, статуэток (высота от 50 см до 1,25 м [3, с. 357-358] из святилища римского времени. Их отличали «холодность и безжизненность, скованность ритуальной позы» [3, с. 357]. Много кельтской антропоморфной пластики происходит из святилищ Ирландии І в. н.э., например, известковая голова из Нортгейта и ряд других скульптур [3, с. 356]. Причем, отмечена близость ряда изваяний к античным гермам.

Традиции кельтской скульптуры долго сохранялись в европейской культовой скульптуре, в районах, связанных с местами расселения кельтов: на севере Франции, Ирландии и т.д. В христианских памятниках – соборах, часовнях, культовой пластике – в изображениях людей прослеживаются черты, приемы кельтского искусства: крупные головы, приземистые фигуры [3, с. 386].

Среди упомянутых аналогий самые близкие к статуе-герме из Висуни изваяния из святилищ Галлии римского времени [3, с. 356]. Есть и более близкая как по стилю, так и по хронологии аналогия в антропоморфной пластике позднего римского времени: скульптура, изображающая двух тетрархов (300 г. н.э.), которая хранится в музее Ватикана в Риме [6, с. 318, рис. 386]. Место находки «идола» из Висуни пограничье с Северным Причерноморьем, где в первые века нашей эры расселились готы, поэтому логично связать находку с готами и датировать ІІІ-ІV веками н.э. [2, с. 240].

Статуя-герма из Висуни, по всей вероятности, относится к поминально-погребальному культу: во-первых, она найдена в кургане, во-вторых, на это указывают особенности иконографии, прикрытые веками глаза, скрещенные на груди руки, «холодность и безжизненность» позы. Р.В. Забашта, кандидат искусствоведческих наук, высказал интересное предположение, что статуя из Висуни может изображать покойника, погребенного по обряду ариан-адептов раннехристианской секты, популярной среди варварских племен Европы и Азии. Ариан хоронили в «стиле» погребенного Иисуса Христа, – в набедренной повязке, со скрещенными на груди руками.

Своеобразие стиля и техники, иконографии и семантики, отсутствие аналогий, несомненные художественные достоинства статуи-гермы из Висуни, – ставят памятник в ряд наиболее замечательных образцов средневековой скульптуры Европы.

Библиография:

  1. Крылова Л.П. Каменные бабы. Каталог. – Д.: «Промінь», 1976. – 102 с.
  2. Археология Украинской ССР. Т. ІІІ. – К.: «Наукова думка», 1986. – 673 с.
  3. Диллон М., Червик Н.К. Кельтские королевства – СПб. – Евразия. 2002. – 512 c.
  4. Кельты в Восточной Европе //Курьер Юнеско. 1976, № 1. – С. 50.
  5. Гейонварх К.Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. – СПб. – М.: «Культурная инициатива», 2001. – 271 с.
  6. Памятники мирового искусства. Искусство этрусков и Древнего Рима. – М.: «Искусство», 1982. – 112 c.

Автор: Чурілова Л.М. – с.н.с. ДІМ