В первой половине VII в. степи Приднепровья и Приазовья стали местом обитания пришедших с востока, из Азии болгарских кочевых племен. Здесь возникло древнейшее болгарское государство — Великая Болгария, возглавил которое хан Кубрат, представитель знатного тюркского рода Дуло. Существовало это государство недолго — несколько десятилетий, оно погибло под натиском хазар. Часть болгар после гибели Великой Болгарии ушла на Волгу, где впоследствии возникла Волжская Болгария (Булгария); часть была покорена хазарами и вошла в состав Хазарского каганата, и, наконец, наиболее независимые и динамичные болгары, под началом хана Аспаруха, сына Кубрата, ушли на Дунай. Уход болгар из степей Северного Причерноморья сопровождался, по всей вероятности, ожесточенными боями с наседающими хазарами. В этих последних боях погибли, как предполагают в последнее время, ханы Кубрат и Аспарух (последний, по логике событий, вернулся с Дуная в Поднепровье, чтобы еще раз сразиться в врагом). С этими трагическими событиями, с недавнего времени, начали связывать широко известные археологические памятники Степи и Лесостепи — Вознесенку, Малое Перещепино, Глодосы (современные Запорожская, Полтавская и Кировоградская области). Датировка, культурная принадлежность этих памятников долгое время оставались и остаются проблематичными. Правда, в настоящее время чаша весов все же склоняется в сторону тюркского происхождения памятников, которые рассматриваются как погребально-поминальные памятники верхушки тюркской аристократии, воздвигнутые в конце VII — начале VIII вв. н. э.
Все упомянутые памятники являются достаточно сложными с точки зрения архитектуры — с валами, рвами, жертвенными ямами. Везде — на всех памятниках, на костях людей, животных, предметах, — обнаружены следы огня. И наконец, и в Вознесенке, и в Малом Перещепине, и в Глодосах было найдено множество предметов — сосудов, оружия, конской сбруи, — из драгоценных металлов (десятки килограммов), причем, среди них есть настоящие шедевры средневекового прикладного искусства¹.
Свежее дыхание в дискуссию, связанную с этими оригинальными памятниками, внесено болгарскими исследователями, в частности, господином Георгием Костовым. Он является наиболее активным сторонником связи этих памятников с именами знаменитых болгарских ханов Кубрата и Аспаруха, рассматривая их как поминальные памятники, воздвигнутые на местах гибели болгарских ханов. Основанием для этого утверждения являются письмена на некоторых предметах из Вознесенки и Перещепимо, в которых упоминаются имена Кубрата (Перещепино) и Аспаруха (Вознесенка)².
В русле этих интересных исследований и открытий оказался и Днепропетровский исторический музей, в котором хранится большинство предметов (правда, скромных, рядовых) — конской сбруи, пряжек, наконечников стрел — из Вознесенского комплекса (№№ — А-3577, 3582, 3588, 3589 и т. д.). С Днепропетровском связано и второе уникальное открытие в области древнеболгарской культуры (хотя вопрос о подлинности этого памятника пока остается открытым) — обнаруженная недавно рукопись болгарского героического эпоса (доселе неизвестная). Именно днепропетровскому поэту и переводчику Семену Заславскому был доверен перевод этого эпического произведения. Информация, заключенная на его страницах, проливает новый свет на средневековую историю Восточной Европы.
Таинственная и драматична судьба древнейшего письменного памятника болгар, который был записан в IX веке (на три столетия раньше «Слова о полку Игореве») на территории Волжской Булгарии (ныне Татария). Здесь он передавался из поколения в поколение одного из тюркских родов. С потомком этого рода рукопись эпоса оказалась в сталинском лагере и только недавно ее решились обнародовать.
Первое, даже чисто поверхностное, знакомство с памятником производит ошеломляющее впечатление. Здесь излагается история евразийских степей эпохи раннего средневековья, от которой сохранилось немало археологических памятников и еще меньше — письменных. Вновь открытый письменный памятник проливает свет на это время. Упоминаются знакомые для историков и археологов имена и названия — Атиль (Итиль — древняя столица Хазарин), Бат-Угор (угры — средневековые кочевые племена), Тангра и Хурса — боги болгар (Тенгри-хан — бог неба тюркских и монгольских племен, Хурса — Хоре — божество древних славян). Если ранняя история болгар связана с Азией, то далее речь в эпосе идет уже о европейских землях, в частности, о территории Днепровского Надпорожья и более северных районах — территория современной Полтавской области. Упоминается древняя болгарская столица — Влтава, в которой можно узнать Полтаву. Так письменный памятник подтвердил пребывание болгар в Восточной Европе, существенно раздвинув границы древнеболгарского государства до Лесостепи.
Находки древних рукописей всегда являются событиями феноменальными, а здесь — целый героический эпос, причем неизвестный! Уникальность находки состоит и в одинаковой важности знаний, информации для целого ряда народов Евразии — и кочевых, и оседлых, — в том числе и славян. Эту находку, если подлинность ее окончательно подтвердится, можно будет по праву сравнить с появлением на свет Божий «Слова о полку Игореве».
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Археология Украинской ССР. Т. III. — К., 1986. — С. 227—231.
- Костов Георги. Бил ли е хан Кубрат християнин.//Пьт. 1992. № 4.— С. 6; Смиленко А. Т. Слов’яни таї їх сусіди в Степовому Подніпров’ї (II—XIII ст.) – К., 1975. – С. 103—1118.
Автор: Чурилова Л. Н. — зав. сектором ДИМ
Джерело: З минувшини Подніпров’я. – Дніпропетровськ: Дніпро, 1995. – 177 с.