Фотограф-любитель граф И. Г. Ностиц

В фото-собрании Днепропетровского исторического музея хранится фотография, авторство которой связано с примечательной фамилией в когорте выдающихся имен русских фотографов, чьи работы, стиль оказали влияние на развитие как отечественной, так и мировой светописи раннего периода. Как отмечал журнал «Фотограф» за 1880 год, фотография на раннем этапе развития рассматривалась как «отрасль техники, связанной, с одной стороны, с успехами науки и платящей ей своими применениями, с другой стороны соприкасающейся с чистым искусством» [1]. Фотография зародилась как объект фиксации портретных или натурных изображений, выполняемых гораздо быстрее, чем рукой художника. В первые десятилетия фотографам приходилось совершенствовать техническую сторону фотодела: опробовались различные виды негативов, позитивов, оптические линзы и т.д. С развитием фототехники уже в середине XIX в. специализированные фотожурналы отмечают появление большого количества фотографических заведений, а также повальное увлечение граждан новым техническим видом искусства – фотографией. «Заслуга фотографов-любителей в том, что они своими работами способствовали поднятию художественности в области фотографии. С тех пор, как фотография перестала быть делом рук исключительно фото-профессионалов, она вышла из рамок ремесла и добивается права стать изящным искусством», – писали «Фотографические новости» [2]. Иван Григорьевич Ностиц, участвуя в отечественных и зарубежных фотовыставках, неизменно представлял свои фотографии как работы фотографа-любителя, высокий профессиональный уровень исполнения которых подтверждался медалями и похвальными отзывами.
Ностиц И. Г. (1824-1905) родился в имении, в с. Васильевке Новомосковского уезда Екатеринославской губернии, в знатной, богатой семье. Ностиц – графский род, происходящий из Силезии, упоминается уже в XII веке [3]. Его отец – Григорий Іванович получил образование в университете г. Галле, Германия. Вступил на русскую службу в 1807 году, командовал Смоленским драгунским полком. Во время пребывания полка в с. Мишурин Рог познакомился и женился на дочери помещика Верхнеднепровского уезда Морозова [4]. В отставку Г. И. Ностиц вышел в чине генерал-адъютанта. Иван Григорьевич воспитывался в Пажеском Его Императорского Величества корпусе и в 1841 г., в возрасте 17 лет, начал служить в конном полку Лейб-гвардии в чине корнета [5]. С юности увлекся фотографией. В столицах уже были покорены этой новинкой, завоевавшей популярность в разных слоях общества. За примерную службу довольно быстро (каждые три года) он получал повышение в чинах. С отличием служил на Кавказе, в походах, за что награжден орденами и медалями как русскими, так и иностранными. С января 1863 г. Иван Григорьевич Ностиц произведен в генерал-майоры с назначением в свиту Его Императорского Величества Александра II. С этого времени перед фотокамерой графа позировали представители царской семьи, аристократии. Выйдя в отставку в 1874 году в чине генерал-лейтенанта, рано овдовевший Ностиц занимается воспитанием единственного сына Григория (р. 1862), которому дал блестящее образование, и фотографией [6]. Он – действительный член V-го фотографического отдела Императорского Русского Технического общества, участник юбилейной фотографической выставки (50 лет фотографии) 1889 года в Санкт-Петербурге, заслуживший благодарность «за неутомимые в течение многих лет труды по фотографии». И. Г. Ностиц – член Французского фотографического общества, наряду с К. И. Бергамаско, А. И. Деньером, С. Л. Левицким. Благодаря их фотодеятельности, фототворчеству, русская фотография получила признание в Европе к середине 1860-х гг. [7].
В 1890 г. Одесское отделение ИРТО устроило в Одессе фото-выставку, посвященную достижениям фотографии и ее применениям. Среди фотографов-любителей были два замечательных мастера: И. Г. Ностиц и А. С. Мазурин из Москвы. И. Г. Ностиц представил на эту выставку более 30 работ в основном пейзажного характера – виды Москвы, Севастополя, Ялты. В афише одесской выставки о нем сообщалось: «Ностиц, граф, Иван Григорьевич, Генерал-лейтенант, «Любитель». Все выставленные светописи без ретуши, как на негативе, так и на позитиве, сняты объективом Далмейера на броможелатиновых пластинках Обернетера и Фелиша в Санкт-Петербурге и на American-film Истмана…»
О нем писали: «Он был известен тем, что занимался фотографированием …красот далекой Индии, куда он совершал специальные путешествия» [8] для ознакомления с самобытной жизнью, архитектурой, искусством.
В последний год своей жизни граф Ностиц участвовал в заседании комитета по устройству в Екатеринославе XIII археологического съезда [9].
В фотособрании ДИМ хранится фотография «Группа крестьян с. Васильевка Новомосковского уезда. Имение графа Ностиц» (КП-14333, Ф-10371). На оборотной стороне рукописная надпись: «фотогр. 1885 г. сделана графом Ностиц в с. Васильевке». Фотография записана в инвентарные книги фотогруппы в 1967 г. В источнике поступления значится: «пропущена в период инвентаризации». Музейная инвентаризация про-водилась по данным делопроизводства ДИМ с ноября 1947 по январь 1949 г. [10]. Из этой записи следует, что фотография поступила в музейное собрание в довоенный период. При изучении состава фотогруппы дореволюционного периода по данным музейных каталогов 1905, 1910 гг., делопроизводства ДИМ – списков поступивших предметов в музейное собрание, ни эта фотография, ни другие, связанные с именем Ностиц, не упоминаются. Фотография «Крестьяне с. Васильевка по содержанию этнографическая, дает представление о типах жителей Екатеринославской губернии, украинской на-циональной одежде второй пол. ХІХ в. Предположительно, крестьяне сфотографированы у церковной ограды – фрагмент ограды в кадре – справа, 2-ой план. Церковь с. Васильевки во имя Сошествия Святого Духа построена в 1798 г. тщанием помещиков Клевцова и Морозова. По данным Справочной книги Екатеринославской Епархии на 1908 г. количество дворов в Васильевке – 267, прихожан более 2 тысяч человек. Основание села относи-тся к 1779 г. Эта местность была получена в ранговую дачу секунд-майором Дмитрием Васильевичем Чертковым. Слобода была назва-на в честь отца Д. В. Черткова – Азовского губернатора [11, 12]. Разнообразный материал в Васильевке был собран этнографом В. А. Бабенко в ходе этнографических экспедиций по Екатеринославской губернии 1904-1905 гг. Эти предметы и фотодокументальные снитки В. А. Бабенко перечислень во II разделе «Этнография» музейного каталога 1905 г.
В делопроизводстве ДИМ, в списках «Изоматериалы художе-ственного, изобразительного характера, фото, иллюстрации, альбомы» за 1930 год под №192 записан «Альбом светописи графа Ностица за 1896 год» [13]. Этот альбом утрачен и в ходе инвентаризации 1947-1949 гг. записан не был. Список 1930 года в архиве музея представляет особый интерес для реконструкции состава фото-собрания довоенного периода. Так, в числе фотоматериалов отмечены: №273 – фото-открытки царской семи – 35 единиц; №286 – альбом портретов царских снимков – 29 единиц; №315 – альбом царской семьи (отдельные портреты). Но не указаны авторство, дата, источники поступления.
Что же собой представляет «Альбом светописи графа Ностица»? В 1896 г. И. Г. Ностиц издал альбом, на обложке которого зо-лотым тиснением дан следующий текст: «Светописи графа Ностица. 1896 г. Продажа в пользу Паньковского приюта у Днепра Екатери-нославской губернии. Цена: 1 полуимпериал или 20 франков. Гелио-гравюра Блехингера в Вене» [14]. Выпуск и средства от продажи альбома предназначались для благотворительных целей. В альбом вошли портреты цесаревичей Александра Александровича, 1866; Николая Александровича, 1891; Царская семья, Ливадия, 1891; возвращение в Ялту с прогулки Императора Александра ІІІ, 1893; об-щие виды Московского Кремля, церкви Москвы, виды Ялты, Форосская церковь. По традиции съемка и продажа фотопортретов членов царской фамилии осуществлялась с личного дозволения монархов. Лучшие фотографы конкурировали за право «исключительной художественной собственности» продавать фотопортреты членов императорской семьи.
И. Г. Ностиц стал ярким представителем раннего периода светописи, когда вырабатывались традиции «золотого века» фотографии, сочетавшего искусство и научные поиски в этой области. Его фотографи отличают высокий художественный вкус, совершенство композиции, тщательная проработка деталей. Работы из фотонаследия И. Г. Ностица, аристократа, военного, фотографа, занимают достойное место в лучших музейных коллекциях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Фотограф». – СПб.- 1880.- № 1.- С.1.
2. «Фотографические новости». – СПб.- 1911.- № 3.- С.58.
3. Энциклопедический словарь. Ф. Брокгауз, И. Ефрон. – СПб.- 1897.- Т. ХХІ. – С. 386.
4. Воспоминания помещика Верхнеднепровского уезда, Екатеринославской губернии капитана Варфоломея Федоровича Крупянского об участии его в войнах с турцией и Францией в период 1807 – 1816 гг.- Екатеринослав.- 1912.- С. 97, 108.
5, 6, 8. Комплект открыток «Граф И. Г. Ностиц. 19 век».Текст Т. Н. Шиповой.- М. -1997.
7. Семакова И. Фотограф аристократии (С. Л. Левицкий) // Антиквариат.- М.- Июнь 2003. -С.115.
9. Протокол 4 заседания комитета по устройству в Екатеринославе ХІІІ Архео-логического съезда // Вестник Екатеринославского земства.- 1904.- № 7.- С. 181.
10. ДИМ. Делопроизводственный архив.- Оп. 1 (1918-1967).- Ед.хр.-147.- С. 215; Ед.хр.-151.- С.11.
11. Справочная книга Екатеринославской Епархии. – Екатеринослав.- 1908.
12. Феодосий Макаревский. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии. – Екатеринослав.- 1880. – С. 445-447.
13. ДИМ. Делопроизводственный архив.- Оп.1 (1918 -1967).- Ед.хр. 43.- С.8.
14. Полоницкая Л. П. Художественная фотография и фоторепортаж в России в к. 19 – н. 20 вв. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск.- 1996.- № 4.- С.69.

Автор: Архипова Т. А.

Джерело: Видатні особистості Музейна персоналістика (Матеріали обласної музейної конференції до Міжнародного дня музеїв та 75-річчя Дніпропетровської області)