Александр Галич – наш выдающийся современник, во многом оказавший влияние на наши эстетические, литературные и даже политические взгляды. Фигура спорная, полемическая на протяжении всей своей творческой судьбы. Для нас очень важно, что человек, о «феномене» которого не устают говорить критики, наш земляк. Хотя с родным городом его связывают всего лишь две даты: год рождения и год возвращения.
Поэт, драматург Александр Галич в 60-е годы достигает вершины своей официальной карьеры. Его пьеса «Походный марш» идет в театре Маяковского. В ней звучит одна из самых популярных песен того времени «До свиданья, мама, не горюй!». Театр сатиры ставит спектакль по пьесе Галича «Вас вызывает Таймыр!». Театр им. Вахтангова—«Август». Детский театр – «Пароход зовут «Орленок». Во МХАТе идут «Будни и праздники».
Галич—автор сценариев фильмов «Государственный преступник», «Бегущая по волнам», «Третья молодость» (фильм совместного производства СССР и Франции).
Он – член Союза писателей, Союза кинематографистов, руководитель семинара молодых драматургов, член правления Союза кинематографистов, лауреат Государственной премии, международных премий и даже премии Комитета государственной безопасности (за сценарий фильма «Государственный преступник»).
Но вот с 1964 года респектабельный, хорошо устроенный советский драматург, начинает исполнять песни, которые никаких шансов на публикацию не имели. С болью повествует он о трагедии 30- 50-х годов, безжалостно бичует самообманы «общества развитого социализма», словом касается тем «неудобных» и даже запретных. В его песнях появляются неожиданные персонажи. Героями Галича становятся рабочие, солдаты, чиновники, алкаши, шоферы, кассирши, завмаги, чекисты – пенсионеры, сталинисты, бедные люди, одураченные пропагандой, превращенные в «маленькие винтики» и в «маленькие игрушки».
Никому не известные доселе, молчащие, «правом голоса не наделенные» заговорили устами Галича:
Я подковой вмерз в санный след,
В лед, что я кайлом ковырял,–
Ведь не даром я двадцать лет
Протрубил по тем лагерям!
Переход от «советского легального» творчества к «антисоветскому нелегальному» был неожиданным для всех, кроме, разве что, самого Галича, который всегда настаивал на собственной целости и единстве. Причину, происшедших с ним перемен, он объясняет просто. «Нам слишком долго врали хорошо поставленными голосами». В 1968 году Галич принимает участие в Новосибирском фестивале авторской песни и становится одной из ведущих фигур фестиваля .На заключительном концерте, перед двухтысячным залом он исполняет свои песни «Промолчи», «Памяти Пастернака», а затем – «Ошибка» и «Прибавочная стоимость».
Выступление Галича было триумфальным и трагическим.
Снова слово становится делом
И грозит потрясеньем основ
И уже не по тексту Шекспира (Я и помнить его не хочу),–
Гражданин полоумного мира,
Я одними губами кричу: — Распалась –связь –време
Те, кто присутствовали в зале испытали потрясение. Сказать правду не тайком, не «на кухне» наедине с избранными единомышленниками, а в Большом зале – это был осознанный шаг. «Впервые в своей долгой и запутаной жизни я делаю то, что положено было мне делать на этой земле»,– скажет Галич. Новые песни в многочисленных магнитофонных копиях расходятся буквально по всей стране. В силу «особой популярности» бардовской песни, они становятся едва ли не опасней прозы Солженицина, Войновича, Шаламова…
Александр Галич сделал свой выбор и заплатил за это полной мерой. Уже в мае 1968 года в Союзе писателей ему было запрещено выступать перед аудиторией. В 1971 году Галич был исключен из Союза писателей, в начале 1972 года—из Союза кинематографистов и даже из Литфонда. Сразу же после первого исключения были остановлены все начатые работы в кино и на телевидении, расторгнуты договора. Из фильмов уже снятых при участии Галича вычеркнута его фамилия. «Вполне еще дееспособный литератор я осужден на литературную смерть, на молчание… Меня исключили втихомолку, исподтишка, поэтому я пишу письмо, чтобы прекратить слухи, сплетни, туманные советы и соболезнования… Меня исключили за мои песни, которые я не скрывал, которые пел открыто… Я писал свои песни не из злопыхательства, не из желания выдать белое за черное, не из—за стремления угодить кому—то. Я говорю о том, что болит у всех и у каждого в нашей стране, говорил открыто и резко. … Я думаю, человек, даже один, кое–что может, пока он жив, хотя бы продолжать делать свое дело. Я жив, у меня отняли мои литературные права, но остались обязанности—сочинять свои песни и петь их» — скажет Галич в открытом письме московским писателям и кинематографистам.
В 1974 году ему было официально предложено покинуть СССР. Изгнанный писатель сначала жил в Норвегии, потом в Германии и Франции, где и погиб 15 декабря 1977 года от несчастного случая. Похоронен поэт на русском кладбище Сен—Женевьев де Буа под Парижем. Рядом могилы Бунина, Мережковского, Тарковского. «Блажен изгнанный за правду». Эти слова из Евангелия начертаны на его могиле.
Творчество поэта в его родной стране было запрещено в течении многих лет. Почти на два десятилетия оно было изгнано из официального употребления и, как следствие, изъято из духовного кругозора нынешнего поколения.
Упоминать имя Галича стало возможным только в перестроечное время. Тогда же, в конце 1980-х—начале 90-х годов его имя вернулось и в свой родной город – Днепропетровск.
Для нас все началось с приезда из Москвы старого друга Исторического музея фотохудожника Юрия Васильевича Решетникова. Он рассказал тогда Елене Аливанцевой, что провожая его в аэропорту, брат Александра Галича вручил ему копию маленькой справки со следующим текстом:
«Справка. У Арона Гинзбурга и жены его Фейды 20/7 октября 1918 года родился сын, которому дано имя Александр. Екатеринославский Раввин». И еще он сказал: «Родители рассказывали, что жили в Екатеринославе в доме Первого Екатеринославского домостроительного общества. Поищи этот дом».
Юрий Решетников, литературовед, культуролог Елена Аливанцева, архитектор Игорь Ланда начали искать. Скоро выяснили, что таких домов, построенных в начале ХХ века в городе четыре. И стоят они все вместе над парком Глобы на улице Комсомольской (тогда – Казачьей), 72—74. Красивые когда–то эти дома, построенные в стиле модерн, после ужасного ремонта в 1970-х годах (с ними расправились, очевидно, в те же годы, что и с Галичем) очень изменились. Только одному из 4-х удалось сберечь свой фасад. Они долго бродили по подъездам и квартирам. Расспрашивали людей. Но, увы, ничего уточнить не смогли.
Алена Александровна Архангельская—Галич, дочь поэта позже рассказала, что, когда она была еще маленькой, отец ездил в Днепропетровск, и пытался найти дом, в котором родился. Нашел ли? Она не знает. Еще она рассказала, что семья Гинзбургов проживала в Екатеринославе до 1921 года (в 1921 году они переехали в Севастополь). В семейном архиве сохранились ряд фотографий этого периода, среди которых—фотография маленького Саши.
Брак родителей Галича—Аркадия Самойловича Гинзбурга и Фанни Борисовны (урожденной Векслер) был заключен тайно, по страстной взаимной любви, но был обречен на неодобрение родителей молодых людей в силу их имущественного неравенства: Фанни Векслер происходила из зажиточной семьи, Аркадий же – из бедной. Любящим ничего не оставалось, как начать самостоятельную жизнь в надежде лишь на собственные знания и умения.
Мать была натурой артистической, имела незаконченное музыкальное образование, страстно увлекалась театром, работала в пору рождения сына администратором филармонии. Отец работал экономистом. Оба они на протяжении всей жизни отличались недюжинной работоспособностью, и эти качества передали своему сыну.
К сожалению, все яркие моменты жизни и творчества Александра Галича связаны не с нашим городом. Но важным является то, что, ни в каком другом, а, именно, в Днепропетровске в 1989 году прошли первые юбилейные вечера памяти Галича. В 1993 году, когда Галичу посмертно было возвращено гражданство в Днепропетровске прошли «Дни Галича» с участием ведущих поэтов- песенников России и Украины. «Я непременно вернусь»,– пел Галич.
Он вернулся.
Автор: С. Мартынова – с.н.с. отдела ” Музей Литературное Приднепровье”