28 марта (9 апреля н.с.) 1824 года в Екатеринославе, в семье Андрея Михайловича и Елены Павловны Фадеевых родился сын, названный Ростиславом.
Выбор имени мальчика был не случаен. В примечаниях к «Воспоминаниям» А.М.Фадеева, изданным в 1897 году в Одессе, находим весьма поэтическую историю:
«…когда Елена Павловна была ещё молоденькой девочкой, почти ребёнком, был у неё двоюродный дядя, князь Григорий Алексеевич Долгорукий, старый моряк…Он командовал кораблём и с ним участвовал в эскадре графа Орлова-Чесменского, когда тот совершал экспедицию в Неаполь для похищения княжны Таракановой. По совершении похищения, Тараканову посадили на этот же самый корабль под командой Долгорукого, который и доставил её в Кронштадт. Кн. Долгорукий любил рассказывать своей маленькой племяннице, как он совершал это путешествие с принцессой Таракановой, какая она была очаровательная женщина… Бывало, в тихую лунную ночь выйдет на палубу и начнёт петь… И под это пение у князя Долгорукого начинали бродить странные мысли, вроде того: «А что если бы с нею куда-нибудь бежать!..» Такие мысли продолжались, конечно, только пока Тараканова пела, и умолкали вместе с её голосом. Так он её и довёз до Кронштадта… Князь Долгорукий был старый бессемейный холостяк, большую часть жизни проводил в море на своём корабле и любил его со страстию, как своё родное детище. Корабль назывался «Ростислав». Кн. Долгорукий говорил о нём с отеческою нежностию, иногда со слезами умиления, и постоянно твердил своей племяннице: «Смотри, Еленушка, когда ты будешь большая, и выйдешь замуж, и будет у тебя сын, ты его назови Ростиславом, в честь и память моего корабля…» И взял с неё слово, и при каждом свидании напоминал об этом. …Еленушка не забыла своего обещания. И вот в 1824-м году, 28 марта, Бог ей даровал сына, здорового, большого мальчика, которому по виду можно было дать два-три месяца. Радостно встретили родители своего первого и единственного сына и при его крещении исполнили заветное желание старого командира корабля «Ростислава», и в честь и память их обоих назвали своего сына Ростиславом».[1]
Первые десять лет своей жизни мальчик прожил в Екатеринославе, а весной 1834 года семья переехала в Одессу, и Ростислава поместили в лучший в городе пансион Триттена. Здесь он учился два года – до мая 1836-го, когда семья Фадеевых покинула Одессу и отправилась в Саратов. Здесь Ростислав продолжил обучение, а позже поступил в Петербургское артиллерийское училище. «Многое сын взял от родителей, но ещё больше пришло от дальних предков – прежде всего горячий, вспыльчивый, иной раз даже буйный нрав. Карьера не задалась ему с юности. Уже в пятнадцать лет, в Петербургском артиллерийском училище, молодой человек попал в историю – дал пощёчину офицеру – воспитателю (тот якобы грубо схватил его за волосы). Император Николай Павлович нарушений дисциплины не прощал никому, и строптивый юнкер был отправлен в ссылку, в крепостную артиллерию Тирасполя, простым солдатом».[2]
В 1842 году Ростислав Фадеев вышел в отставку прапорщиком конной артиллерии и уехал в Саратов к родителям, «где несколько лет прожил без определённых занятий, усердно пополняя своё образование чтением огромного количества исторической и философской литературы. Однако натура иногда брала своё, и Фадеев срывался, пускаясь во все тяжкие: то разгуливал по городу в костюме Адама, то палил в воздух из пистолетов, – очевидно, горячая кровь юноши требовала дела».[3] И позже деятельный, порывистый и вспыльчивый характер Ростислава Андреевича немало осложнял ему жизнь. Исследователь Роксана Ахвердян в статье «Блаватская и Грузия» пишет: «В юности за дружбу с польским изгнанником М. Потоцким, которого Фадеев пытался освободить из ссылки, Николай I отправил его в Екатеринослав».[4] Только уступая настоятельным просьбам Н.Воронцова, царь позволил «отставному артиллерии прапорщику Р.Фадееву» отбывать ссылку в Тифлисе, где в то время служил его отец. «Разрешение было дано… в 1849 году, но с установлением за ним строгого полицейского наблюдения. Это полицейское наблюдение было снято с Р.Фадеева только после смерти Николая I». [5]
С 1849 по 1865 год Фадеев участвует в походах по Кавказу с лёгкой горной батареей №5 артиллерийской бригады, принимает участие в Крымской кампании. Карьера опального молодого человека как будто идёт на лад. В 1852 году он «получает чин подпоручика и орден св. Анны 3-й степени с бантом, в 1853-м – чин поручика и золотую саблю с надписью «За храбрость», в 1854-м – орден св. Владимира 4-й степени с бантом.
… Продвигаясь по лестнице чинов и званий, Фадеев в 1856 году становится офицером штаба Отдельного Кавказского корпуса, в 1857-м – штабс-капитаном, в марте 1858-го – капитаном, а с сентября того же года – офицером «для особых поручений» при главнокомандующем Кавказской армией князе А.И.Барятинском и близким сотрудником начальника штаба Д.А.Милютина». [6]
В 1860 году Ростислав Андреевич, по заданию наместника Закавказского края князя А.И.Барятинского, пишет книгу «Шестьдесят лет Кавказской войны». По свидетельству Сильвии Крэнстон, эта книга «стала классическим источником информации и о самой войне, и о множестве этнических и религиозных групп, населявших эту экзотическую субтропическую страну с пышной растительностью и величественными горами, увенчанными заснеженными вершинами» [7].
Весной 1866 года «Русский вестник» публикует труд Фадеева «Вооружённые силы России», а в 1868 году этот труд выходит отдельной книгой. Далее последовали «Мнение о восточном вопросе по поводу последних рецензий на «Вооруженные силы России» (СПб., 1870), «Черноморский военный театр: По поводу крымской железной дороги» (СПб., 1870), «Русское общество в настоящем и будущем: (Чем нам быть?)» (СПБ., 1874), а также множество статей в периодических изданиях.
В конце 1860-х и в 1870-е годы Фадеев часто и подолгу жил в Одессе, рядом с горячо любимыми сестрами и племянниками. Здесь он много и напряженно работал над своими книгами. «Время у него не пропадало даром; с небольшими перерывами он занимался почти по целым дням, так что близким к нему людям не раз приходилось выражать опасения, чтобы он не расстроил своего здоровья, но в этом отношении он был неисправим. Лишь изредка он ходил прогуляться, перед обедом. После обеда он опять садился за работу до полуночи. И только ночью выходил ужинать и беседовать до поздней ночи. Если не было гостей, и старшая сестра с детьми уходила спать, он брался за книги и громко читал другой сестре, которая очень любила слушать его чтение…». [8] «В квартире его сестер… всегда была особая, свободная комната на случай его приезда. Комната эта была небольшая, с перегородкой; с одной стороны ее Ростислав Андреевич занимался за письменным столом, с другой он спал. По поводу этой комнаты нельзя не вспомнить одной упрямой черты его характера. Он непременно настаивал, чтобы участвовать в плате за квартиру и, несмотря ни на какие убеждения и отговорки сестры, заставлял ее принимать ежегодно 600 рублей в уплату за комнату, что составляло половину всей квартирной цены. Случалось, что он целый год не приезжал в Одессу, или что приезжал всего на месяц, на несколько дней, но эти деньги, несмотря на свои далеко не блестящие материальные обстоятельства, уплачивал каждый год самым аккуратным образом. В таких случаях отговорить его или переспорить было невозможно» [9].
В январе 1875 года Р.А.Фадеев уехал в Египет. «Египетский хедив отказал турецкому султану в подчинении, и Фадеев узрел здесь возможность вовлечь Египет в систему русской политики. В 1875 году он становится военным консультантом мятежного каирского правительства. Именно в Каире с ним встречается философ и поэт Владимир Соловьёв [10], нарисовавший затем выразительный портрет своего случайного собеседника в поэме «Три свидания»:
Всех тешил генерал – десятый номер –
Кавказскую он помнил старину…
Его назвать не грех – давно он помер,
И лихом я его не помяну.
То Ростислав Фадеев был известный,
В отставке воин и владел пером.
Назвать кокотку иль собор поместный –
Ресурсов тьма была сокрыта в нём.
Мы дважды в день сходились за табльдотом;
Он весело и много говорил,
Не лез в карман за скользким анекдотом
И философствовал по мере сил».[11]
Вообще нужно сказать, что колоритный образ эксцентричного, темпераментного генерала не раз вдохновлял писателей. Это его портрет изобразил Николай Лесков в повести «Очарованный странник» (эпизод переправы через реку Койсу); это он послужил прототипом Салтыкову-Щедрину для написания карикатурного образа «странствующего полководца Редеди» в «Современной идиллии». Когда началась русско-турецкая война, Ростислав Андреевич вернулся в Одессу, откуда 28 марта 1877 года «отправился сначала в Бухарест, а оттуда в Белград, где был принят с живейшим сочувствием. Во время своего почти двухмесячного пребывания в Сербии, Фадеев занимался вместе с князем Миланом точным определением роли, которую она должна была играть в предстоявшей войне. Князь Милан был очень доволен содействием и указаниями Фадеева и при прощании вручил ему Такова І степени» [12].
В августе 1878 года в Ялте Фадеев представил царю два проекта, один из которых – проект пароходства по Дунаю. «В 1880 году, после многочисленных прошений, Ростиславу Андреевичу разрешают вернуться на военную службу, сначала при Главном штабе, потом при начальнике Верховной распорядительной комиссии.
… Убийство «царя-освободителя», восшествие на престол «царя-миротворца», отставка Милютина снова ненадолго выдвигают Фадеева на авансцену политической жизни. Именно он стоит у истоков аристократической революционной тайной организации «Священная дружина», пишет невероятное количество записок по всем важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, официально наблюдает за изданием газеты «Правительственный вестник», заседает в Совете Главного управления по делам печати. Но здоровье уже не то, мучает подагра, расстроено пищеварение…
С лета 1883 года Фадеев уже не может заниматься делами. В военном министерстве стала готовиться его новая отставка, но не успели: «За смертью генерал-майора Фадеева не подлежит исполнению» – такой формулировкой завершается дело об его увольнении от службы».[13]
Умер Ростислав Андреевич Фадеев в 1883 году, 29 декабря по старому стилю, в десять часов утра. Славного генерала похоронили на одесском кладбище. Несмотря на дождь и слякоть, толпы людей пришли попрощаться с ним. В «Воспоминаниях» С.Ю.Витте целая глава посвящена Р.А.Фадееву. Вот что пишет знаменитый государственный деятель о своем дяде: «…должен сказать, что я не встречал в своей жизни человека более образованного и талантливого, чем Ростислав Андреевич Фадеев… он был полон знаний и таланта и вообще духовных сил, был несколько склонен к мистицизму и к спиритизму. Он был настолько образован и талантлив, что должен был сделать громаднейшую карьеру, но у него был один недостаток, – недостаток этот заключался в том, что он легко поддавался увлечениям по фантастичности своей натуры». [14]
С большой любовью и теплотой вспоминает о брате Надежда Фадеева: «В характере его было много великодушных, деликатных черт, так много мягкого и тонкого, нежного чувства, что нельзя было не удивляться их соединению с его истинно мужественной и твердой душой. Всякую малейшую услугу для себя он оплачивал сторицею. Все простые люди, соприкасавшиеся с ним, всегда и везде души в нем не чаяли. Он был известен между ними под кличкой «добрый генерал». Говорить ли о том, что вообще он делал более добра, нежели позволяли его средства, что никому он не отказывал в помощи. Замечательно, что его почти никто не видал рассерженным… Спорил он иногда довольно резко, но всегда объективно, а с летами и эта резкость в спорах ослабела и почти прошла» [15]. А в предисловии к трехтомному собранию сочинений Р.А.Фадеева современник и исследователь, подписавшийся псевдонимом А.Г., говорит о нашем герое: «У него было прекрасное сердце и блестящий ум, которые он всецело посвятил на служение родине. На литературном поприще, как и на боевом, во благе отечества он видел цель. Она же была силой, создавшей в нем замечательный талант и тот превосходный, точный и богатый русский язык, которым говорят и пишут только люди глубоко убежденные» [16].
Эпиграфом к истории жизни Р.А.Фадеева могли бы стать его собственные слова: «В жизни человеческих обществ не бывает крупных явлений совершенно случайных, таких явлений, которые не исходили бы из народного духа и исторической судьбы государства».
Примечания:
[1] А.М.Фадеев. Воспоминания. – Одесса, 1897. – Стр.79-80.
[2] Евгений Морозов, Сергей Сергеев. Опоздавший Потёмкин.// Фадеев Р.А. Кавказская война. – Москва, 2003. – Стр.6.
[3] Там же.
[4] Роксана Ахвердян. Блаватська і Грузія.// Хроніка’2000. Україна – Грузія. Фонд сприяння розвитку мистецтв. Київ, 2002. Вип.47 – 48, стор. 232 – 247.
[5] Там же. [6] Евгений Морозов, Сергей Сергеев. Опоздавший Потёмкин. // Фадеев Р.А. Кавказская война. – Москва, 2003. –Стр.6.
[7] Сильвия Крэнстон. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. – Стр. 54.
[8] Ф-а Н.А. (Н.А.Фадеева). Воспоминания о Ростиславе Фадееве.// Р.А.Фадеев. Собрание сочинений. – Т.1. – СПб.: Тип. В.В.Комарова, 1889. – С.46.
[9] Там же. – С.53 –54.
[10] Младший брат Владимира Сергеевича Соловьёва, Всеволод, был известен своими агрессивными нападками на племянницу Р.А.Фадеева – Е.П.Блаватскую.
[11] Евгений Морозов, Сергей Сергеев. Опоздавший Потёмкин. // Фадеев Р.А. Кавказская война. – Москва, 2003. – Стр.9.
[12] Ольга Богданович. Блаватская и Одесса. – Одесса, 1998. – Стр.125.
[13] Евгений Морозов, Сергей Сергеев. Опоздавший Потёмкин. // Фадеев Р.А. Кавказская война. – Москва, 2003. – Стр.10.
[14] Витте С.Ю. Воспоминания (в трех томах). – М.: Соцэгиз, 1960. – Т.1. – С.22.
[15] Ф-а Н.А. (Н.А.Фадеева). Воспоминания о Ростиславе Фадееве. // Р.А.Фадеев. Собрание сочинений. – Т.1. – СПб.: Тип. В.В.Комарова, 1889. – С.53-54.
[16] А.Г. Обзор литературной деятельности Р.А.Фадеева // Фадеев Р.А. Собрание сочинений. – СПб.:Тип. В.В.Комарова, 1889. – Т.1. – С.131.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Роксана Ахвердян. Блаватська і Грузія.// Хроніка’2000. Україна – Грузія. Фонд сприяння розвитку мистецтв. Київ, 2002. Вип.47 – 48, стор. 232 – 247.
2. Ольга Богданович. Блаватская и Одесса. – Одесса, 1998.
3. Витте С.Ю. Воспоминания (в трех томах). – М.: Соцэгиз, 1960. – Т.1.
4. А.Г. Обзор литературной деятельности Р.А.Фадеева // Фадеев Р.А. Собрание сочинений. – СПб.:Тип. В.В.Комарова, 1889. – Т.1.
5. Сильвия Крэнстон. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения.
6. Евгений Морозов, Сергей Сергеев. Опоздавший Потёмкин. // Фадеев Р.А. Кавказская война. – Москва, 2003.
7. А.М.Фадеев. Воспоминания. – Одесса, 1897.
8. Ф-а Н.А. (Н.А.Фадеева). Воспоминания о Ростиславе Фадееве. // Р.А.Фадеев. Собрание сочинений. – Т.1. – СПб.: Тип. В.В.Комарова, 1889. – С.53-54.