Последним, самым младшим ребёнком четы Фадеевых была дочь Надежда. Она родилась в Екатеринославе 3 октября (21 сентября ст. ст.) 1829 года. Маленькая Надя была всего на два года старше своей племянницы, дочери Елены Ган – Лены («Лолоши», как её называли в семье), впоследствии Елены Блаватской. Девочки очень дружили, и крепкая их дружба сохранилась на всю жизнь. По прошествии многих лет переписка с «другом души Наденькой» стала прочным связующим звеном между Еленой Петровной и её родными [1].
В 1834 году семейство Фадеевых, в том числе и пятилетняя Надя, переезжает в Одессу, а в 1846 году – в Тифлис. Здесь, в семье отца, Надежда живёт до 1868 года. «Генерал П.С.Николаев в своей книге „Воспоминания о князе А.Т.Барятинском” так описывает Тифлисский дом Фадеевых: „…апартаменты Н.А.Фадеевой. Это был один из самых замечательных частных музеев. Там были собраны гербы и оружие со всех стран света, старинная посуда, китайские и японские статуи богов, византийская мозаика, персидские и турецкие ковры, картины, портреты и очень редкая и большая библиотека” [2]. «В этом доме, „устроенном по-барски”, Фадеевы и Витте прожили около двадцати лет, до самой смерти старых Фадеевых и Юлия Фёдоровича Витте, после чего семья его и Надежда переехали в Одессу» [3].
Надежда поселяется в доме сестры Кати. «Надежда Андреевна никогда не выходила замуж и всегда жила в семье своей сестры Екатерины (в замужестве Витте). Причём, с 1868 года и до конца своих дней – в Одессе» [4].
Надежда Фадеева, по складу своего характера, всегда уделяла особое внимание всему необычному, экзотическому, таинственному. Тесная же дружба и серьёзная переписка с Еленой Петровной Блаватской приводит к тому, что «интерес Надежды Андреевны к Теософии с годами всё больше укрепляется; в августе 1883 года при её участии создаётся филиал ТО (Теософского Общества – О.Н.) в Одессе – первый в России, – и она становится его председателем» [5].
Надежда Фадеева «много читала и путешествовала. В основе её интересов лежала фамильная история. Перу этой основательно образованной женщины принадлежат изыскания по истории её предков по материнской линии – князей Долгоруковых. Она написала вступительную статью к публикуемым в „Русском архиве” „Воспоминаниям” её отца. Опираясь на собственные наблюдения и богатые семейные архивы, Надежда Андреевна тратила много сил и энергии на восстановление доброго имени, биографической достоверности и исторической справедливости в отношении матери, отца, старшей сестры Елены Ган и её дочерей Елены Блаватской и Веры Желиховской…» [6]
Судьба отпустила Надежде Андреевне Фадеевой 90 лет жизни – жизни деятельной и полезной. Она умерла 27 мая 1919 года в Одессе, «на руках у своей экономки Маши» [7] и была похоронена на Старом одесском кладбище.
Примечания:
[1] Ольга Богданович. Блаватская и Одесса. – Одесса: «Путь Познания»,1998. – Стр. 135 – 140.
[2] Там же. – Стр. 133.
[3] Сильвия Крэнстон. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. – Рига – Москва: «Лигатма», 1996. – Стр. 56.
[4] Ольга Богданович. Блаватская и Одесса. Одесса: «Путь Познания», 1998. – Стр. 132.
[5] Сильвия Крэнстон. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. – Рига – Москва: «Лигатма», 1996. – Стр. 288.
[6] В.Мороз. Сёстры Фадеевы. // Днепр вечерний, 1990, 9 марта. – Стр. 3.
[7] А.А.Брусилов. Мои воспоминания. – Минск: «Харвест», 2002. – Стр. 367.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Ольга Богданович. Блаватская и Одесса. – Одесса: «Путь Познания»,1998.
2. А.А.Брусилов. Мои воспоминания. – Минск: «Харвест», 2002.
3. Сильвия Крэнстон. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. – Рига – Москва: «Лигатма», 1996.
4. В.Мороз. Сёстры Фадеевы. // Днепр вечерний, 1990, 9 марта. – Стр. 3.