Аз и Буки, а там и науки (из истории школы и учебной книги)

ЦЕЛИ:

  1. С помощью подлинных музейных предметов, старинных книг и учебников познакомить школьников с процессом обучения детей в прошлом.
  2. Дать представление о книге, как о документальном свидетельстве прошлого, ее особенностях, обусловленных временем.

МЕТОД: погружение в эпоху

ПРЕДМЕТЫ И ЭКСПОНАТЫ:

  1. Портфель.
  2. Холщовый мешок.
  3. Гусиное перо, карандаш, ручка перьевая.
  4. Грифельная доска (или муляж), грифель.
  5. Счеты.
  6. Камешки (10 или 20).
  7. Ивовые перья.
  8. Планшет с буквицами старославянской азбуки.
  9. Планшет с римскими цифрами и с кирилловской цифирью.
  10. Букварь И. Федорова (факсимильное издание).
  11. Букварь Ф. Поликарпова (из фондов).
  12. Страницы из Букваря Кариона Истомина (ж-л «Мурзилка», 1987).
  13. Псалтырь.

Музейний сотрудник: Здравствуйте, ребята. Давайте совершим еще одно путешествие по стране прошлого. Ведь у всего на свете есть история. Есть своя история и у школы. Сегодня мы с вами побываем в Древней Руси и узнаем каким был наш край несколько столетий тому назад. А, побывав там, вы узнаете, где и чему учились ваши сверстники в давние времена. Задумывались ли вы над тем, всегда ли были школы, и по каким учебникам учились раньше дети? Хотите это узнать? Итак, вместе с этими предметами (в руках музейного сотрудника гусиные перья, грифельная доска, Букварь, счеты) мы отправляемся в путь.
Наша первая остановка в Древней Руси. В ту пору существовали начальные школы при монастырях и церковных общинах. Откуда же ведут начало школы в Древней Руси? Единственными свидетелями того, что происходило в те далекие времена являются летописи, в которых и говорится, что история древнерусских школ ведет свое начало от времен введения Христианства на Руси. В Летописи Нестора 988 года читаем: “и нача ставити по градомъ церкви и попы, и люди, на крещение приводити по всем градомъ и селомъ”. Из другой летописи стало известно, что князь Владимир, по введении Христианства повелел брать детей у нарочитой чади и отдавать их на учение книжное, что сын его Ярослав основал  училище в Новгороде для 300 отроков.
Не только в Новгороде, но и в других городах Древней Руси (Киеве, Смоленске, Владимире-Волынском) возникли школы. Люди должны были отдавать своих детей священникам для обучения грамоте. В то время родители, как и их дети не совсем понимали значение и цели этих школ. В Ростове даже жизнь епископа Леонтия находилась в опасности от родителей тех детей, которых по его распоряжению собирали к церквам для обучения: “Родители же их, вземше различная оружие и устремишася не токмо изгнати св. Леония, но и убити хотяту”.
Не скоро исчезло это предубеждение против школ у родителей. В каждой церкви и монастыре было специальное помещение (в нашем понимании классная комната) с длинным столом и скамьями, за которыми сидело несколько детей. Обучение грамоте начиналось на 7-9 году, а вот в школу дети шли не 1-го сентября, как сейчас, а после сбора урожая, в конце осени. Вероятно, наши предки, избравши благоприятный день, отправлялись со своими детьми в церковь, служили молебен и потом усаживали их за стол, на котором лежала азбука. В старое время говорили: “Корень учения горек, да плод его сладок»” Грамоту в школяров часто вколачивали розгами. Вот, отчего «корень горек». Ну, а плод сладок потому, что грамотный человек в мудрых книгах черпал знания.
По каким же учебникам тогда учились дети? У каждого человека в детстве была самая первая книга, по которой он учился читать. Эту книгу часто оставляли на память. Но существует книга, которая для всех и на всю жизнь остается незабываемой. Такой книгой для многих был Букварь.
Вот и в древнерусских школах дети учились по Славянской азбуке. Эта Азбука написана буквами старославянской азбуки “кириллицы”. Называют ее так по имени Кирилла – славянского просветителя, который составил азбуку вместе со своим братом Мефодием. Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык много греческих книг. Так помогли они славянам научиться читать и писать на родном языке.
Ребята, думаю, вам будет интересно познакомиться со старославянской азбукой. (Музейний сотрудник показывает планшет с буквами и их названиями).
Каждая буква кириллицы имела свое название. От первых букв «аз» и «буки» и произошло слово «азбука». Не правда ли, интересно?
А теперь, ребята, вместе с древнерусскими школьниками поучим эту азбуку?
(Дети знакомятся с буквами и их названиями).

  • «Веди» значит «ведай»,
  • «глаголъ» – «говори»,
  • «добро» – так и означает «добро» и т.д.

По азбуке дети учились произносить буквы и слоги, а вот читать они учились по Псалтырю. (Музейний сотрудник показывает Псалтырь). Ребята, эта старинная книга хранится в нашем музее. И вот по таким книгам дети учились читать, а, научившись, не раз перечиты-вали. Многие даже знали наизусть всю Псалтырь. Эту книгу любил и народ, и князья, она повсюду их сопровождала, и к ней они обращались в минуту горести и грусти. Книга эта, по словам белорусского просветителя Франциска Скорины – «старым потеха и песня, женам – набожная молитва и покраса, детям малым – начало всякой доброй науки, взрослым – помножение в науке».
Но не только учились читать в древнерусских школах. Учились считать, рисовать, писать и обучались церковному пению. Ребята, перед вами камешки (сливовые косточки). Как вы думаете, для чего они? (Дети высказывают предположения) С их помощью учились считать. В старые времена люди пользовались при счете камешками или косточками. Стол посыпали песком и на песке чертили линии и получались клеточки. В них клали камешки. Одна клеточка была для единиц, другая рядом с ней – для десятков, третья – для сотен. Чтобы не чертить линии каждый раз заново на песке, стали разлиновывать в клеточку особую счетную доску. От такой счетной доски и произошла наша арифметическая тетрадка в клеточку.
Не сразу добрались люди и до наших десяти цифр и до того способа читать, который нам кажется таким простым.
У древних греков и в Древней Руси вместо цифр были буквы. Другие цифры были у древних римлян. Мы и сейчас пользуемся римскими цифрами. Кто из вас их сможет написать? А откуда они произошли?
Повнимательнее рассмотрим цифры (цифры написаны на планшете):

  1. это одна палочка I, один палец;
  2. это две палочки II, два пальца;
  3. это три палочки III, три пальца;
  4. это пятерня с отставленным большим пальцем V;
  5. писали V, а слева приставляли палочку IV;
  6. это пятерня да еще один палец VI.

В римской десятке легко узнать две пятерки Х, приставленные одна к одной.
А откуда же взялись те десять цифр, которые мы с вами хорошо знаем, как свои пять пальцев?
Вот и наши цифры произошли от счета по пальцам. Так предполагают некоторые ученые. Сразу это можно и не заметить, но если как следует вглядеться :

  • вероятно, двойку писали в виде II палочек, только не стоячих, а лежачих. Когда эти палочки быстро писали, то соединяли косой черточкой Z. Вот и получается значок, напоминающий нашу теперешнюю двойку «2».
  • тройка получилась из скорописи трех палочек,
  • четверка из четырех,
  • а в пятерке и сейчас можно узнать кулак с отставленным пальцем.

Итак, дети учились считать и знали некоторые арифметические действия. А сейчас вспомните, чем и на чем писали в древности на Руси? (Дети отвечают)
Да, вот такими гусиными перьями и чернилами писали на пергаменте (Музейный сотрудник показывает эти предметы). Этими предметами пользовались также дети в школе.
При обучении письму наставники, обучавшие учеников, обращали внимание на то, чтоб ученики писали прямо, правильно, т.е. без ошибок и красиво. И тот, кто овладел искусством письма, становился писцом. В монастырях даже существовали особые отделения, школы для писцов. Писцы занимались переписыванием рукописей и тем самым совершенствовались в письме. Книги переписывались «себе на спасение и всем на утеху». (показать изображение рукописи).
Епископы и митрополиты старались распространять эту полезную деятельность. Настоятели монастырей даже хвалились обилием искусных писцов в своих монастырях. Благодаря их труду, из стен монастырских вышла наибольшая часть наших летописей. Одной из них является «Слово о полку Игореве».
Время шло вперед. На смену пергаменту пришла бумага, на смену рукописным книгам пришли печатные книги. Но по-прежнему дети учились в небольшом помещении при церкви. За одним длинным столом одновременно учились и большие и маленькие. В то время, как маленькие складывали из букв «склады», старшие уже учили Псалтырь и писали прописи.
Ребята, посмотрите, как выглядел самый первый из первых печатных учебников на Руси. (Музейний сотрудник показывает факсимильное издание Букваря И. Федорова). Это Букварь. Он был напечатан во Львове в 1574 г. Его создал великий просветитель и первопечатник Иван Федоров. Предполагают, что Федоров занимался в Краковском университете. Он знал древнегреческий язык, писал и печатал книги на этом языке. Знал и латынь. Получил степень бакалавра. Знал также разные ремесла, был и столяром, и маляром, и литейщиком, и резчиком, и переплетчиком.
Давайте поближе познакомимся с Букварем И. Федорова. Книга открывается 45 буквами алфавита (Музейний сотрудник показывает и рассказывает). Как называется эта азбука? (Дети вспоминают) Сегодня мы о ней говорили – это буквы старославянской азбуки – «кириллицы».
Как же учились дети по этой книге? Хотите узнать?
Ученики выучивали буквы по первому перечню (показывает 1-ю страницу), а затем закрепляли знания по второму и третьему, где буквы размещены необычно. Мы можем представить сейчас, как ученики древней школы водили пальцами по строкам и произносили сначала «двуписьменные слоги» – «ба», «ва», «га», а затем уж триписьменные – «бра», «вра», «гра»… По этой книге ученики знакомились с примерами спряжения глаголов, с системой ударений и придыханий, со склонением существительных и прилагательных.
Обучаясь чтению, дети одновременно знакомились с ки-рилловской цифирью. В Древней Руси цифры и числа обозначали знаками алфавита. На боковых полях первых 24 листов Букваря И. Федоров разместил числа, которые смотрелись как нумерация примеров. (Показывает).
Познакомимся же как древнерусские школьники с кирилловской цифирью. (вместе с музейным сотрудником дети рассматривают планшет с цифрами и их названиями):
а – это 1; в – 2; г – 3 и т.д.
і – 10; аі – 11; ві – 12 и т.д.
Вот таким был учебник Букварь Федорова, по которому учились многие поколения детей на Руси.
А теперь из Древней Руси мы перенесемся на Украину 17, 18 вв. В то время почти в каждом городском и сельском проходе находилась школа, которая называлась приходской. Приходские школы находились при церквях и назывались именем того праздника или святого, которому посвящена местная церковь. Строился храм и при нем строилась изба, называемая «школой», где обыкновенно жил дьячок, «пандъяк», как называли его прихожане. Дьяк избирался приходом, громадой за «добрый глас», за знание церковной службы и он должен был уметь преподавать в школе и потому его называли «пан бакаляр», а, как начальник школы, он именовался «пан директор».
Кто же учился в этих школах?
В эти школы приходили мальчики со всего прихода, обучались в них и мальчики-сироты, бесприютные. Эти школьники жили в церковных домах и помогали дьячку и церкви. Вместе с дьяком они принимали участие в колядовании, в пении духовных гимнов, стихов. Старший из них назывался «подъячим», другие назывались клиросниками, псаломщиками. Из них избирались настоящие дьяки. Многим приходилось оставаться в звании «молодиков и школьников» до весьма почтенного возраста. Эти «школьные выростки» были не только учениками школы, ни о сами занимались обучением. Если это им надоедало, то они бросали обучение и принимались за другое. Их называли еще и «мандроваными дьяками», т.е. странствующими, ибо они промышляли учительством и дьячковством, переходя из одной церкви в другую. А вот за обучение в школах дячки брали плату деньгами, а иногда и хлебом.
Чему же учили в церковно-приходских школах? Обучение начиналось с «грамотки» – букваря. Затем изучали часослов, псалтырь. Учились и письму.
Вы уже познакомились с Букварем Федорова. А вот еще один Бук-варь, по которому учились. (Музейный сотрудник показывает Букварь Федора Поликарпова).
Это букварь Федора Поликарпова – русского писателя, переводчика, типографа. Он был учеником типографской греческой школы, учился 9 лет в славяно-греко-латинской академии, затем преподавал в ней. Букварь был издан в 1701 г. в Москве в типографии печатного двора. Этот учебник был одним из самых известных букварей в России, которым пользовались на протяжении 70 лет. В нашем музее хранится один экземпляр этого букваря. И он перед вами. Посмотрите, ребята, он в деревянном переплете, покрыт бумагой темно-коричневого цвета «под кожу». Печать книги расцвечена киноварью. Букварь имеет иллюстрации. (Дети рассматривают Букварь).
Самым известным в 18 в. был букварь Кариона Истомина, буквицы из которого вы видите на  страницах этого журнала. (Дети рассматривают журнал «Мурзилка», на страницах которого изображены буквицы). Букварь этот не только учил чтению. Под буквицами помещены стихи. В них рассказывалось обо всем, что есть на свете. Чтобы легче запоминались буквы, художник нарисовал их в виде человеческих фигурок. Давайте побываем на одном из уроков в приходской школе.
За длинным столом сидят на скамьях дети. Ближе к двери – маленькие, а чем дальше, тем старше. Дьяк указкой показывает буквы, а все дети выкрикивают «Аз», «Буки»… Но вот дьяк решил обучение сделать интереснее. Он стал придумывать позы для изображения букв. Вот так (музейний сотрудник показывает) подбоченясь, выпрямится – получилась буква «Ферт». Поднимает руки вверх – выходит «Пси», опустит руки, расставит ноги – вот и «Люди». Наглядность эта так занимала учеников, что она и дома служила для них игрой.
Следующим уроком было церковное пение. Дети изучали церковные напевы. Пение для этих школьников было очень важно, оно могло выдвинуть школяра в будущем, дать ему место дьяка или «выдряпаться на попа».
(Ведущая показывает ивовые прутья).
Ребята, как вы думаете, что это и для чего их использовали?
Это розга. Неизбежными спутниками учения в школе были побои, телесное наказание, без которого в то время казалось немыслимой возможность и самого обучения.

Разгоню дух святый детище бити велит
Розга убо ниже мало здравия вредит,
Розга разум во главу детям вгоняет,
Учит молитве и злых всех встягает…

Помимо того, что побои были при самом обучении, были установлены «субботники», т.е. расплата по субботам за лень и шалость в течение недели. О наступлении этой субботы, когда школьники должны были отдать отчет за целую неделю, дьячок предупреждал накануне: «Завтра день святой, нужно каждому очиститься».
И вот наступила суббота. Дьячок читает проступки каждого из учеников. Затем говорит всем: «Ложись». Ложились на скамью и получали удары розгами. Бывали случаи, что не щадили и хорошего ученика. Тогда дьяк говорил: «ты учился хорошо, не шалил, а все же что-нибудь сделал или думал нехорошее и чем-нибудь согрешил – нужно очиститься наказанием». И следовало роковое – «Ложись». Отбывши наказание, школяр целовал дьяка и говорил: «Спасибо за науку», на что дьяк отвечал: «Бог тебе да поможет, с Богом пройдешь всякую науку». О наказании даже было сочинено стихотворение:

Казав менi бакаляр промовити: «Аз, Аз»,
А як же я мовив, він по пиці: раз, раз,
Крикнув же він у друге: а ну, кажи «Буки»,
Ой, це ж бо я не вимовив – попав в його руки,
Крикнув далі, в третій раз, щоб вимовить: Виде,
А вже ж його жвава рука по чуприні іде,
Ой, як сказав у четверте: вимовляй «Живите» –
Ну те ж, хлопці, зараз його на лавку кладите!
І просився, і молився, а ще більше злякався,
Бо задали таку хльостку, що й світа цурався.

Да, трудно было учиться в то время. Мало того, что нужно было долбить все наизусть и вызубривать от слова до слова, еще и наказывали, да как!
Ребята, теперь вы знаете, что в приходских школах дети учились читать по Букварю и Псалтыри, были у них уроки церковного пения. Но, кроме этого дети обучались часослову, учились писать и могли оперировать простыми действиями по арифметике.
Каждый предмет, любое явления имеет свою историю. Вот мы и пролистали несколько страниц из истории школы и продолжим наш рассказ на следующем занятии.
А сейчас я вам задам домашнее задание. Вспомните, в каких произведениях украинских и русских писателей рассказывается о школе?

Литература.

  1. Абросимова С. В. Русская и советская учебная книга. – Днепропетровск: ДIМ, 1985.
  2. Букварь Ивана Федорова. – К.: Дніпро, 1975.
  3. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. – М.: Детская литература, 1962.
  4. Лавровский Н. О древнерусских училищах. – Харьков, 1854.
  5. Немировский Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Павловский И. Приходские школы в Старой Малороссии и причины их уничтожения. – К., 1904.
  7. Федоренко П. Аз и Буки // Мурзилка. – 1987, №9.

Автор: Бондаренко Л.І. – методист ДІМ

Джерело: Музей і відвідувач: методичні розробки, сценарії, концепції. – Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2005. – 148 с.