Привлечь в музей посетителей, как взрослых, так и детей, пробудить в людях интерес к родному краю, к его истории и культуре, сделать так, чтобы окончательно не потухла тлеющая в них искра любознательности и не атрофировалась способность к восприятию прекрасного — вот задача, которая стоит сегодня перед отделами научной пропаганды музеев.
Хотелось бы остановиться на связях музея со средствами массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы, сокращенно СМИ).
Потенциальный потребитель как музейной, так и массовой информации один — субъект. Но методы воздействия у музея и СМИ на него разные. Так кто же они, по отношению друг к другу, враги или союзники? Безусловно, что они конкуренты. Они оба заинтересованы в том, чтобы заполучить аудиторию для себя. СМИ оттягивают посетителя от музея, предлагая ему облегченную информацию — «сладкую конфетку», с которой еще и «сняли обертку». Репотер уже провел журналисткое расследование и даже сделал вывод. Остается посмотреть передачу или прочесть статью и «проглотить», ведь суть уже раскрыта. Музей же предлагает принципиально отличную модель. Он вводит посетителя в иную временную и социальную атмосферу, с помощью подлинных уникальных предметов раскрывает перед ним великие тайны, исподволь заставляя не только принимать готовую информацию, но и осмысливать, анализировать ее, проводить параллели, думать. У музея есть два варианта: первый — пойти по пути «наименьшего сопротивления» и опуститься до уровня непритязательного экскурсанта; второй — постепенно готовить своего посетителя, поднимать его до определенного уровня восприятия. Этот второй вариант более сложный, но более предпочтительный. Только он способен обеспечить будущее музею. В воспитании, в общем просвещении аудитории музею способны помочь СМИ.
Чтобы по-настоящему выполнять просветительные функции, музеи должны суметь заинтересовать граждан. И как раз средства массовой информации располагают всеми возможностями, чтобы заинтересовать людей и увлечь их. Сотрудничество музея и СМИ дает возможность более широкого и многогранного общения специалистов и публики. Музей и СМИ могут проводить не только традиционные информационные компании, но и совместно создавать образовательные программы, открывать специальные музейные рубрики на страницах печати. Даже из самого малозначительного факта можно с большим успехом сделать сенсацию. А что тут говорить, если открывается новая музейная выставка или проводится широкомасштабное музейное культурологическое мероприятие. Здесь открываются широчайшие возможности для создания интереснейших сенсационных информационных сюжетов, репортажей и даже целых передач. К сожалению, журналисты долгое время вообще мало обращавшие внимание на музей, сегодня в условиях информационно-культурного голода стремятся взять от музея лишь то, что лежит на поверхности, самое простое. Они делают огромное количество сюжетов, живо откликаются на музейные события, по вот по-настоящему высокохудожественных программ делают еще очень и очень мало. Учитывая, что у музея нет средств на оплату рекламного времени и специальных выпусков, он принимает существующее положение. Хотя это даже не десятая, а сотая доля его подлинного потенциала.
Все вышесказанное относится непосредственно к Днепропетровскому историческому музею имени Д. И. Яворницкого. Наш музей пользуется уважением и, я бы даже сказала, любовью горожан. В год через его экспозиционные залы и выставки проходит более 250 тысяч посетителей. Они получают здесь знания и интересно проводят свое свободное время. В этом есть заслуга и средств массовой информации. Только за прошедший 1998 год на .днепропетровских телеканалах было сделано более 300 информационных сюжетов. Такие студии, как «Соло», «Скифия», «Приват ТV Днепр», программы «Утро», «От А до Я», не только постоянно информируют горожан о работе музея, но и создают расширенные сюжеты и даже целые передачи совместно с сотрудниками музея о самом музее и о городе Днепропетровске с древнейших времен и до сегодняшнего дня. Особенно удачными были, на наш взгляд, «Театр вещей» с 34 каналом, «Живая глина», студия «Соло», «Из истории осветительных приборов» со студией «Скифия» и др. Интересные рекламно-информационные заставки, привлекающие огромное внимание к, музею и его уникальным экспонатам, имеющим мировое значение, постоянно демонстрируются по 11 каналу. Нередко вспоминают музей Днепропетровска и на канале «Интер».
Немало познавательных пятиминутных информаций, посвященных музейным коллекциям, звучало по радио «Премьер» в ежедневном культурологическом обзоре. С первым каналом областного радио, его отделом информации к юбилею музея начат целый цикл передач под названием «Музею имени Д. И. Яворницкого — 150 лет». Передачи одновременно познавательные и приглашающие посмотреть музей, рассчитаны на широкую аудиторию.
Второй канал днепропетровского областного радио включает еженедельные сообщения о музее в передачу «Все о культуре». Это развернутые материалы, в веселой, занимательной форме пропагандирующие музей и его экспонаты. А специальный вопрос викторины, звучащий после каждого сюжета, побуждает непременно подробно познакомиться с экспозицией. Ведь за правильный ответ дается приз — интересная книга.
Частый гость музея и собственный корреспондент первого канала государственного радио. Его интересные репортажи звучат на всю страну.
Не забывают музей и городские газеты. Сейчас их выходит очень много и 11 из них дают на своих страницах регулярные материалы о музее. Интересная статья, снабженная хорошим иллюстративным материалом, просто не может оставить читателя равнодушным. Она .откладывается в его памяти и постепенно приводит его к мысли посетить музеи. Содержательные, развернутые репортажи с музейных выставок — это одновременно пропаганда музея и культуры вообще, просвещение населения, а для таких мегаполисов, как наш Днепропетровск, еще и возможность найти отдушину, нечто, позволяющее расслабиться, обрести душевный комфорт, сказать себе: остановись, оглянись вокруг, посмотри сколько прекрасного создано человечеством, и все это проходит мимо, может стоит обратить на это внимание, прикоснуться к этим несметным сокровищам. И вот после этого можно уже публиковать более серьезные, даже, научные статьи в обычных газетах, и читатели будут их воспринимать. Со временем у них появится потребность в подобных материалах. Эти люди станут постоянными посетителями музея, потенциальными потребителями его информации, его друзьями. Для их детей изучение истории родного края будет потребностью, а посещение музея — нормой. Понимая все это, наш музей стремится выстроить такую информационную пирамиду, где на вершине будут объединенные интересы музея: и его посетителей. Отдел научной пропаганды ведет в этом направлении постоянную работу. Первые успехи уже достигнуты. Днепропетровский исторический музей им. Д. И. Яворницкого прочно занял место в информационно-коммуникативной системе области.
Стоит сказать несколько слов об Интернете. Безусловно, музей должен использовать возможности интернета. Вводя в его сеть данные о необыкновенных предметах, давая краткое описание залов, иллюстрируя все это легендами и интересными историями, можно заинтересовать и заинтриговать гражданина, привлечь его в музей, сделать его посетителем и другом. Музейная страничка в Интернете — это шаг вступления в международную коммуникативную систему. В сегодняшней сложнейшей экономической обстановке и критической душевной атмосфере лишь взаимодействие и взаимопроникновение музея и СМИ могут дать положительный результат. Да и наибольший эффект от деятельности: тех и других возможен лишь при сотрудничестве. Именно к этому стремится музей.
Автор: Гопенко І.В. – с.н.с. ДІМ
Джерело: Музей на межі тисячоліть: минуле, сьогодення, перспективи (Збірник тез доповідей та повідомлень Міжнародної наукової конференції, присвяченої 150-літтю від дня заснування Дніпропетровського історичного музею ім. Д.І. Яворницького). – Дніпропетровськ, 1999.