Экспонаты:
- Каминные часы. Западная Европа, к. ХІХ – н. ХХ в.
- Часы в раме. І пол. ХІХ в.
- Часы «Готический собор». Франция. ХІХ в.
- Каминные часы. Франция. ХІХ в.
- Каминные часы. Франция. ХІХ в.
Дорогие друзья!
Мы рады приветствовать Вас в этих стенах. Тема, выбранная нами для сегодняшнего вечера, не случайна: «Часы, время, человек». Нам довелось жить в бурное время перемен, взгляд же устремленный к прошлым достижениям человеческого гения, к сокровищам культуры, накопленным веками, как нам кажется, поможет людям обрести мудрость, взвешенность суждений, избавит от опрометчивых поступков.
По черточкам морщин в стекле правдивом
Мы все ведем своим утратам счет
А в шорохе часов неторопливом
Украдкой время к вечности течет.В. Шекспир
Действительно, время неуловимо движется, одна эпоха сменяет другую, оставляя потомкам в произведениях искусства, предметах материальной и духовной культуры память о себе. Голоса прошлого – это музыка прошедших времен, отражение бурь и страстей, желаний и чаяний, мыслей и забот человека минувших веков. Поможет нам услышать эти голоса прошлого лауреат Всесоюзных и республиканских конкурсов народный коллектив УССР камерный хор «Юность», художественный руководитель и дирижер А. Переверзев.
(Выступление А. Переверзева. Исполнение хором музыкальных произведений
Жоскена Депре (1450-1531 г.) “Et inkarnatus est”)
Ведущий:
Годы напролет не умолкает
Маленького маятника стук.
День за днем мгновения мелькают
Птицами, летящими на юг.Э. Межелайтис
Одно из древнейших желаний человека соотнести течение собственной жизни с вечным движением небесных тел привело к изобретению средств измерения времени. Первым помощником человека в этом было солнце. Позже появились лунные, водяные, свечные, песочные часы, и в промежутках между ХVI и ХVIII в., масляные. Но все эти приборы сильно зависели от внешних условий и их колебаний, имели техническую исключительность и поэтому не нашли широкого применения. Сейчас они хранятся в музеях техники как научный антиквариат.
Присущее человеку чувство прекрастного лишь в колесных часах нашло единственный в своем роде предмет, который указывал время и одновременно мог являть собой художественное произведение, поскольку механизм этих часов заключался в определенную оболочку.
На основании архивных документов считается, что колесные часы возникли на исходе ХІІІ в. Однако, золотым веком часового дела, в особенности в том, что касается часового корпуса и его отделки, был несомненно ХVІІІ в.
ХVІІІ в. – век жизни Вольфгана Амадея Моцарта.
(Звучит произведение В. А. Моцарта «Ave verum»)
Ведущий: Ведущей в производстве часов была Франция. В начале ХVІІІ в. Андре Буль спроектировал настольные часы, которые показывали часы и минуты и были снабжены будильником. В их пестрых инкрустациях из черепахи, олова и латуни, в золоченых венчающих фигурах и плоских фигурных композициях все великолепие двора Людовика ХIV отразилось с таким вдохновенным мастерством, что им подражали на протяжении всего ХVІІІ в., помимо Франции, и в других европейских странах. Каминные часы западноевропейского производства, к. ХVІІІ – н. ХIХ в., выполненные в стиле «буль», имеющиеся в коллекции исторического музея, дают наглядное представление о вещах такого рода. Интересна сложная конфигурация часов, разнообразие приемов, используемых в декоре, сочетание скульптурного декора и инкрустации латунью и костью. Часы были важным компонентом оформления интерьера, всегда гармонически сочетались с мебелью того или иного стиля.
Чрезвычайно интересным в истории часового дела и характерным для конца ХVІІ в. было появление в Вене так называемых часов в раме, на которых в обрамлении картинной рамы, был написан сельский или городской вид с башней, куда и вставляли часовой механизм, как на этих часах из коллекции нашего музея. Часы такого плана были очень популярны во времена австрийского бидермейера около 1830 г.
Пускай, лишенные жилья,
Как птиц пролетная семья,
С тобой скитаться будем,
Но ширь полей и листьев свод,
И даль долин и ясность вод
Открыты вольным людям.
Когда цветут луга весны
И трель выводит дрозд,
Мы честной радости полны,
Бродя с утра до звезд.
На склонах
Зеленых
Случайно подберем
Мотив мы,
А рифмы
Придут к нему потом…Р. Бернс
(Звучит музыкальное произведение Никола Иомели «Reqviem – eternam»).
Ведущий: Разные эпохи приносили с собой различные стили. Барокко, рококо, неоклассицизм и неоготика, достигающий стилевой зрелости ампир обогатили историю часов бесконечным множеством новых их видов и вариантов.
Не хвастай, время, властью надо мной.
Те пирамиды, что возведены
Тобою вновь, не блещут новизной.
Они – перелицовка старины,
Наш век недолог. Нас не мудрено
Прельстить перелицованным старьем.
Мы верим, будто нами рождено
Все то, что мы от предков узнаем.
В. Шекспир
(Звучит музыкальное произведение Феличе Аперио (1560-1614) «Cristus factus»).
Ведущий: В фондах исторического музея хранится интересная коллекция часов, большинство из которых западноевропейского производства, XIX в. Многие экспонаты требуют реставрации, которая стоит немалых денег. Одна из целей нашего сегодняшнего вечера привлечь к этой проблеме внимание широкой общественности города. Сегодня вашему вниманию предлагаются лучшие образцы часов из кол-лекции исторического музея.
Наиболее характерным материалом, используемым для изго-товления настольных и каминных часов в XIX в., были бронза и мрамор. Значение фигурного сопровождения продолжало сохраняться на протяжении первой половины XIX в. Неоготика обращалась к мотивам средневековой архитектуры. В коллекции музея есть часы в виде готического собора (Франция. XIX в.). А романтизм заимствовал из современной литературы преимущественно сентиментальные образы.
Вашему вниманию представлены каминные часы: украшенные скульптурной композицией в виде девушки, читающей на кровати под альковом (Франция. XIX в.); с навершием в виде фигуры девушки, держащей кувшин.
(Звучит музыкальное произведение Гаврило Музическу (1847-1903) «Andante»).
Ведущий: Время! Оно созидает и разрушает. Оно быстротечно и вечно. Человек! Кто он – центр мироздания или песчинка. Способен ли человек изменять время или он его раб, фиксирующий бесконечность реки вечности.
Мы видели как времени река
Срывает все, во что рядиться время,
Как сносят башню гордую века
И рушит медь тысячелетий бремя.
Как пядь за пядью у прибрежных стран
Захватывает землю зыбь морская
Меж тем как суша грабит океан,
Расход приходом мощным покрывая,
Так пробегает дней круговорот…В. Шекспир
(Звучит музыкальное произведение – два негритянских спиричуэлса).
Ведущий: Быстротечность времени вошла в пословицу, но кажется, что XX век еще прибавил скорости ему. Современный деловой человек для того, чтобы идти в ногу со временем, должен спешить, нельзя терять ни секунды. Современные измерительные приборы времени показывают уже не только часы и минуты, но секунды и их доли. Изменился и внешний вид часов. Они стали проще, форма их суха, предельно рациональна. Но природа человеческая неизменна, и в XX веке людям необходимо прикосновение к прекрасному: музыке, поэзии, живописи. А мир наш бесконечен и вечен, его течение времени в нём по-прежнему фиксируют часы.
А мир таков,
каков он есть сейчас
и этот час –
хороший час для нас,
пока другой
его не сменит час…
Да, мир таков,
каков он есть сейчас.
В нем вызревает эра доброты,
вглядись в небо,
и вдруг увидишь ты,
что проступают ясные черты
и наступает эра доброты…Э. Межелайтис
(Звучит музыкальное произведение Антонио Лотти (1667-1740) «Miserere»).
Бой часов.
Ведущий: Отзвучали последние звуки нашего вечера. Спасибо вам, дорогие друзья, за то, что провели этот вечер с нами. Всегда рады видеть вас в нашем музее. А сейчас мы предлагаем вам ознакомиться поближе с нашей выставкой часов.
Звучит старинная музыка.
Гости осматривают часы.
Литература.
- Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. – Прага: Артия, 1980.
- На заздрість Швейцарії. Прапор юності. 1973 р., 17 листопада.
- Ривош Я. Н. Время и вещи. – М. Искусство, 1990.
- Старинные часы ХVІ-ХІХ вв. – М. Искусство, 1991.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. – СПб, 1901.
Автори: Капустіна Н.І. – зав. відділом ДІМ, Шакірова І.М. – с.н.с. ДІМ
Джерело: Музей і відвідувач: методичні розробки, сценарії, концепції. – Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2005. – 148 с.