За период 2000-2006 годов в некоторых статьях и выставляемых стендовых докладах лаборатория таможенной экспертизы культурных ценностей и объектов интеллектуальной собственности продемонстрировала в различных материалах комбинированные диффузно-копировальные компрессные методы исследований, применяемые для раскрытия закамуфлированных живописных массивов, текстов, предметов на практике контактно-утратных экспертных исследований (в данной редакции формулировка «контактно-утратные исследования» подразумевает контактно-утратно-сохраняющиеся, как вещественные доказательства на поверхностях и проникающих в глубину массивов диффузно-копировальные тестовые массы расслоившихся камуфляжных заборных сколов-шлифов, многослойных покрытий, различных наслоений или бутафорно-муляжных покрытий). В связи с данным общим понятийным комплексом исследований преследовалась цель: употребление контактно-утратно-расслаиваемых, но при этом сохраняемых, комуфляжных наслоений для использования их в качестве вещественных доказательств на практике в лабораторных условиях, при проведении исследований и экспертиз.
Материалами для исследований служили различные вещи, предметы и экспонаты из частных коллекций города Днепропетровска, побывавшие в руках перекупщиков-поновителей. Или вещи, которые, обратимо закамуфлированные, приобретали ту или иную новую цену при купле-перепродаже, а также измененные визуально при провозе, оценке и т. д. Некоторые стендовые доклады строились на исследовании случайно обнаруженных или в тревоге брошенных закамуфлированных редких экспонатов из частных коллекций.
Так, в конце мая 2006 г. в буфете аэропорта г. Днепропетровска после разборок двух антикварных группировок, среди брошенных продуктов металлоискатель, проверяя конфеты, просигналил – металл… Продукты и конфеты, узнаваемые металлоискателем, были по случаю переданы для исследований в лабораторию таможенной экспертизы по просьбе владельцев редких предметов и экспонатов [владельцы, которые-то и преследовали похитителей, пока вторые не заподозрили, что являются преследуемыми и узнанными, и бросили закамуфлированные под различные продукты антикварные, коллекционные вещи на стойке в буфете аэропорта].
В данной ситуации было интересно все, да и предметов было немало…
На основании этого нами предлагается еще один способ раскрытия закамуфлированных предметов. А речь пойдет о применении комбинированных хлебных мякишей и использовании их в качестве диффузно-копировальных тестовых масс при раскрытии обратимых камуфляжных покрытий.
На одном столе с предметами, закамуфлированными под различные продукты, было найдено некоторое количество растворов клея ПВА в смеси растворимого кофе, и различной плотности сухого остатка смесей клеев (декстрин и ПВА) в смесях сгущенного какао и растворимого кофе. Известно, что сухой остаток ПВА хорошо набухает в авиационном бензине и обращается в нем размягченными сгустками. Пользуясь этим фактом, мы, смочив в бензине бязевый тампон с контактной экспозицией 3 мин., наблюдали начало контактных набуханий и обращений в растворимых эффектах «конфетных» корок в смесях с ПВА и бязевого компресса, смоченного в авиационном бензине.
Водорастворимые и водоактивные смывки и растворы нами были отвергнуты из-за интереса выявить количество наносимых камуфляжных слоев. В результате этого после контактной экспозиции (3 мин.) бязевого тампона, смоченного в бензине, мы использовали хлебный мякиш (тесто), замешанный на муке разносортного и разнофракционного помола с добавлением овсяных отрубей, отмученного мела, глицерина, воды и бензина. На две части смеси разнофракционной муки мы добавляли около 1-1,5 части мела или 0,5 части мела в смеси с 0,3 частями гипса. Замес осуществляли на кипяченой воде с добавлением авиационного бензина от 10 до 15 капель на 30-50 граммов замеса. В процессе перемешивания добавляли от 4 до 6 капель глицерина или вазелинового масла. Давали тестовой диффузно-копировальной комбинированной массе отстояться от 15 до 30 минут, после чего контактно прикладывали с небольшим усилием к камуфляжным покрытиям. Время выдержки диффузно-копировальных масс можно сократить за счет сухих добавок мучных или меловых продуктов при изменении вязкости тестовых масс. В своей природе тестовые массы имеют закономерности и «свои», за счет комбинированных добавок, адгезионные свойства. Их внешняя оболочка высыхает быстрее, чем внутренний мякиш. Поэтому просушивание тестовых масс, установленных на камуфляжных покрытиях, мы производили при температуре 24-26оС с применением фена и вентилятора.
За счет добавок в хлебные тестовые массы или в хлебный мякиш глицерина и бензина срок высыхания теста можно регулировать, а меловые или мело-гипсовые и т. д. буферы (различные буферные добавки и комбинированные ингредиенты, которые могут добавляться с учетом индивидуального подхода к разновидностям камуфляжных покрытий) могут ускорить при высыхании когезионные свойства диффузно-копировальных масс из хлебного мякиша. В данных исследованиях мы попеременно контактно бензиновыми парами обрабатывали камуфляжные покрытия, т.е. смеси ПВА с растворимым кофе, а на толстые их корки накладывали (с экспозицией от 1,5-3 мин) бязевые компрессы, смоченные в авиационном бензине. После этого расслаивали на разрывной отлип камуфляжные покрытия диффузно-копировальными массами из хлебных мякишей.
На поверхности тестовых компрессов собирались размягченные бензином слои камуфляжных корок и послойно фиксировались, сохраняясь на массивах высохших хлебных мякишей. Слои отслоившихся камуфляжных покрытий, зафиксированных в тестовых массивах, можно таким образом обсчитать не только послойно, но и сохранить их как вещественные доказательства при раскрытии растворимых (обратимых в определенных средах) камуфляжных покрытий.
Итак, в описанном нами случае металлоискатель просигнализировал на металл, а использование комбинированных хлебных мякишей в качестве диффузно-копировальных масс помогло послойно раскрыть редкое, коллекционное произведение днепропетровского медальера Грошева Евгения Михайловича – медаль посвященную 200-летию грузинского христианского монастыря Мацамета (?), где на аверсе изображен архимандрит Торнике, крестный отец Евгения Грошева. Мы предполагаем, что медаль была изготовлена в 1983-84 гг.
В Днепропетровском историческом музее им. акад. Д. И. Яворницкого хранится коллекция произведений выдающегося медальерных дел мастера, известного во всем мире своими работами, посвященными Святославу Рериху, Альберту Эйнштейну, Лесе Украинке, Григорию Сковороде, принцессе Диане, Владимиру Высоцкому, Индире Ганди и другим выдающимся личностям. Его работы рассеяны по музеям и частным коллекциям мира. Он является участником многих национальных и международных выставок, на которых его медали отмечены призами и наградами. Мастер уникален тем, что режет металл «по живому» – без расчетов и разметок. В 2008 году мастеру исполнится 75 лет.
Следует отметить, что работы Евгения Грошева неоднократно похищались с целью их дальнейшей перепродажи. Так, сам мастер вспоминал, что однажды увидел у одного из продавцов на нумизматическом рынке Днепропетровска свою работу – медаль с изображением доктора, Героя Социалистического Труда Гавриила Илизарова, которую он сделал по просьбе прославленного легкоатлета, прыгуна в высоту Валерия Брумеля. Продавец не смог объяснить откуда у него взялась эта медаль, сказал, что, дескать, ему привезли эту вещь из Евпатории, авторства ее он не знает… Тогда Евгений Михайлович показал ему выбитую на ребре (гурте) медали надпись «Грошев». Мастеру ничего не оставалось, как выкупить свою же работу. «Подобная участь постигла не одну только эту медаль. Похожая судьба была у медали, посвященной 50-летию Северного конвоя, у медалей с изображением Индиры Ганди, Марадоны, футболистов «Днепра»…», – пишет в книге, посвященной Грошеву, журналист А. Д. Давыдов.
Медаль с изображением архимандрита Торнике могла быть похищена у владельца во время его визита в Днепропетровск, когда этот высокопоставленный священник Грузии решил навестить своего духовного сына и приехал к Грошеву в Днепропетровск. Сказывают, местные чиновники и священнослужители «встали на уши», узнав об этом, ведь высокий гость приехал не к ним.
Проводя исследования различных камуфляжных покрытий на экспонатах из различных материальных групп специалистами таможенной экспертизы, ныне лабораторией идентификации оценочной стоимости культурных ценностей, преследовалась цель приобретения навыков распознания, определения и раскрытия камуфляжных покрытий с помощью диффузно-копировальных компрессов при употреблении их на практике в лабораторных условиях с выявлением качеств вещественных доказательств с периодической фото- и кинофиксацией до, во время и после проведения диффузно-копировальных исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. АН СССР. Вопросы консервации и реставрации бумаги и пергамента. АН СССР. Новые методы реставрации и консервации документов и книг. Издательство АН СССР. Москва-Ленинград, 1960.
2. ЦНИИСЭ. Экспертная техника. Выпуск 15-16-17. Москва, 1966.
3. Журнал наука и жизнь. Издательство «Правда», Москва, 1970, Юридические чтения… из истории криминалистической техники. Способы увидеть невидимое. Автор: научный консультант, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор А. И. Винберг. – С. 104-105, 106, 107, 108; За строкой возрожденного документа. Авторы: кандидат юридических наук М. Любарский и В. Санов. – С. 109-110.
4. Бусел А. И., Ефимов И. П. Определения, понятия, термины в химии. Пособие для учащихся. Издание 3-е, переработанное. – Москва: «Просвещение», 1981. – С. 12, 24, 51.
5. Цытович В. И. художник-реставратор высшей категории. Приготовление и хранение осетрового клея. / Программа стажирования музейных реставраторов станковой масляной живописи. /Первый год обучения / – Киев, 1991. – С.16.
6. Сердюк А. С. Использование диффузно-копировальных компрессов при раскрытии заштрихованных текстов и залитых красителями изображений. // Проблеми збереження, консервації, реставрації та експертизи музейних пам’яток. V міжнародна науково-практична конференція. Тези доповідей. 24-27 травня 2005 р. – Київ, 2005. – С. 272.
7. Яресько С. И. Добрые советы. Краткое пособие по вопросам домоводства. -Днепропетровск, 1961. – С.124.
8. Сердюк А. С. Использование диффузно-копировальных компрессов при раскрытии заштрихованных текстов и залитых красителями изображений // Проблеми сохранения, консервации и экспертизы музейных памятников. Тезисы докладов V международной научно-практической конференции. – К., 2005. – С. 272.
9. Сердюк А. С. О современной практике применения комбинированных диффузно-копировальных компрессов при раскрытии заштрихованных текстов и залитых красителями изображений // Экономическая безопасность государства в условиях интеграции в мировое сообщество. Материалы международной научно-практической конференции курсантов, студентов и молодых ученых. – Днепропетровск, 2005. – С. 252-253.
10. Евгений Грошев: «В творчестве главное – удивить себя». Серия «Личность в зеркале прессы». Сборник статей. Сост. Давыдов А. Д., Днепропетровск: «Журфонд», 2006.
Автори: Сердюк О.С., Ковригіна Є.Г.
Джерело: Видатні особистості: музейна персоналістика. (Матеріали обласної музейної конференції до Міжнародного дня музеїв та 75-річчя Дніпропетровської області). – Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2008. Вип. 10. – 338 с.