Музеи, являясь своеобразными центрами нравственной и эстетической культуры, призваны передать накопленный человечеством опыт новым поколениям. При этом музейные работники должны не только обучать посетителей, но и пробуждать в них чувства и мысль, развивать не только созерцательное, но и активное, творческое начало.
Психологи считают, что чем раньше осуществляется приобщение детей к музею, тем более эффективным оказывается впоследствии его воздействие.
В музее начата экскурсионная работа с дошкольниками и учащимися 1—4 классов, что стало возможным благодаря разработке специальных экскурсий для детей, насыщенных разнообразными методическими приемами (беседа, игра, двигательные паузы, сюжетность рассказа, тщательность и продуманность отбора экспонатов, активная творческая работа детей на экскурсии и т. д.)
Эта работа проводится пока экспериментально. Использование такой методики во многом определяется индивидуальностью экскурсовода, его педагогическим талантом, и экскурсию не всегда легко повторить другому экскурсоводу. Поэтому музей еще не готов перейти на массовый прием маленького посетителя, предстоит многое сделать. Необходима серьезная научно-исследовательская работа, по изучению восприятия музейной экспозиции младшими школьниками, что сделает более эффективным участие музея в деле воспитания маленьких граждан Украины.
В 1990 г. начата разработка «Экспериментальной программы эстетического воспитания детей от 6 до 10 лет музейными средствами». Ее задачи — дать детям представления по истории, народному быту, культуре, национальным традициям, фольклору Украины и Приднепровья. Экспериментальная программа апробируется сейчас на занятиях в студии «Азбука истории» при Днепропетровском историческом музее для последующего внедрения в практику работы гимназий и лицеев, национальных школ города Днепропетровска.
Методика обучения по программе курса строится на серии игровых занятий, бесед и экскурсий, проводимых на, материалах коллекций Днепропетровского исторического музея (коллекция запорожских реликвий, Петриковская роспись и вытынанка, коллекция народной игрушки, украинский национальный костюм).
Сегодня в нашей студии обучается около 50 детей от 5 до 8 лет и эта аудитория стала для нас настоящей экспериментальной творческой лабораторией, где мы отрабатываем новые приемы и методы работы с самыми маленькими посетителями музея.
Нашими единомышленниками являются родители студийцев, которые по нашей просьбе ведут наблюдения за своими детьми и фиксируют результаты в дневниках наблюдений (после каждого занятия в студии). Из этих записей мы узнаем много интересной информации: как ребенок оценивает занятия или экскурсию, что особенно удивило, поразило, что не понравилось, какой музейный предмет особенно запомнился ребенку и почему, нашло ли отражение посещение музея в игре или в продуктивной деятельности ребенка (рисование, лепка). Работы детей мы просим сохранить и принести в музей.
Полученный с помощью наших исследований материал: записи наблюдений за восприятием детей на экскурсии, дневники-наблюдений родителей, анализ детских работ (рисунки, глиняные и бумажные скульптуры, сказки и загадки, написанные детьми под впечатлениями наших занятий в музее) — становится интересным экспериментальным материалом по изучению особенностей восприятия исторических памятников в музее детьми.
И как же отличается детское восприятие от взрослого. Как легко ребенок с помощью фантазии может осуществить путешествие в прошлое. Стоит только закрыть глаза и…
«…Мы с братом попали к первобытным людям. В их пещере погас огонь. Там было темно и холодно. Первобытные люди боялись диких зверей и не было никакой надежды на лесной пожар… Приближалась ночь. Племя рыдало… Тогда мы взяли 2 палочки, в одной из них сделали отверстие и начали крутить. Через некоторое время сухой мох загорелся… Племя очень обрадовалось, оно было спасено. А в подарок разноцветной глиной на скале древние люди нарисовали наши портреты». Женя 6 лет.
Или, например, «…Однажды я пришла в музей на занятие. В музее много разных вещей, но вдруг я увидела лодку — настоящую деревянную лодку! Оказалось, что она принадлежала когда-то казакам. Я закрыла глаза… и увидела себя в лодке на воде и казака в шароварах рядом, он ловил рыбу. Потом и меня научил. И я стала ловить рыбу, наловила целую гору, больше казака! А потом мы вместе обедали. Был пир на весь мир. Так я побывала в прошлом!» Катя 5,5 лет.
Нужно отметить, что психологические исследования в музеях Украины проводятся, практически, впервые, но как нам думается они очень необходимы, способны оказать неоценимую помощь в разработке новых приемов и методов работы с детьми в музее, повысить эффективность экскурсионной, выставочной, экспозиционной работы музеев.
Автор: Сидоренко Т. М. – кандидат психологічних наук
Джерело: Скарбниця ріднокраю. – Дніпропетровськ: “Дніпро”, 1993. – 132 с.