Материалы знакомят с историей формирования музейной коллекции живописи Днепропетровского исторического музея, атрибуцией и реставрацией живописных памятников.
В наше время проявляется интерес исследователей и зрителей к исторической и портретной живописи XVIII – начала XX ст. Об этом свидетельствуют публикации, атрибуции, антикварные аукционы, выставки, посвящённые украинским и русским художникам. Во многих музеях Украины сформировались целые портретные галереи на основе поступлений из бывших дворянских усадеб. Такие коллекции имеют историко-культурную и художественную ценность, позволяют почувствовать дух ушедших эпох. Несомненный интерес имеет и художественное собрание Днепропетровского исторического музея, которое состоит из неравноценных по своему художественному достоинству произведений. Есть полотна безымянные, часть произведений – копийные. Тем приятнее отмечать, что мы храним и картины известных авторов. Некоторые работы демонстрировались на выставках в Киеве, Чернигове, Львове. Поступали картины в разные периоды и многие требуют реставрации. Реставрационные работы проводились ещё с 1948-1949 гг. Иосиковым Г.Ф. (о чём свидетельствуют отметки в инвентарных книгах), продолжалась реставрация в 1970-1980-х гг. Выполняли реставрационные работы киевские специалисты – Белый А.И. (1982 г.), Войтко П.И. (1988, 1991 гг.), днепропетровский реставратор – Шило С.И. (1975 г.), музейные реставраторы – Десятерик В.В., Коваленко Д.А. (2003- 2008 г.). В 2003 г. музей составил перспективный договор о реставрации музейных предметов с Харьковским филиалом Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. Харьковские специалисты с 2003 по 2009 гг. отреставрировали 20 живописных работ. Реставрация, освобождающая от позднейших повреждений, не только позволяет сделать новую атрибуцию изменившей свой облик картины, но нередко прямо «называет» имя автора, выявив скрытую до тех пор авторскую подпись. Среди подобных открытий харьковских реставраторов явилась новая атрибуция пор-трета Гладкого Кирилла Семёновича (1759-1831), екатеринославского губернатора (1809-1817) (холст, масло; 38,5х33 см. – до рест., 41х33,5 – после рест.). Первоначальная атрибуция работы – неизвестный художник, І пол. ХІХ ст. (Х-550). Выполнили реставрацию в 2007 г. художник-реставратор живописи Погребной А.А. и художник-реставратор по дереву Проскуряков В.А., из Харькова. Во время удаления заплат на обороте полотна, была выявлена надпись «Рисовалъ Академ. Пимен Орловъ 1828 года». Это даёт основание предположить, что автором работы был известный портретист ХІХ ст. Пимен Орлов. То, что он значится как академик, свидетельствует о более поздней надписи (академиком автор стал в 1857 г). Так портрет из анонимного, превратился в авторский. Кроме того, теперь точно определилась дата написания портрета – 1828 г., а не обобщённая – І пол. ІХ ст. (о чём подтверждает надпись).
Орлов Пимен Никитич (1812, хутор Мало-Хвощеватый Воронежской губ, – 1865, Рим), известный русский живописец-портретист, жанрист, график. В детстве учился рисовать у странствующего маляра, а затем сам начал разъезжать по Малороссии и писать по заказам образа и портреты. В 1834-1837 гг. посещал занятия в Санкт-Петербургской Императорской академии художеств, учился под руководством Карла Брюлова. В 1835 г был награждён малой серебряной медью, удостоен звания свободного художника (1837), получил большую серебряную медаль и аттестат на звание художника (1838). На средства Общества поощрения художников он был направлен в Италию (1841). Жил и работал в Риме, Сицилии, Неаполе. Представлял свои работы на выставках в Риме и Петербурге. Кроме портретов, писал сцены итальянской жизни, пейзажи. Некоторые жанровые работы П. Орлова приобретались царской семьёй, римские сюжеты были популярны за границей. Звания академика Российской академии художеств был удостоен в 1857г. Умер в 1865 г. в Риме, где и похоронен. Пимен Орлов видный представитель русских художников в Риме середины 19 ст. был приверженцем академического направления. Его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже и др., хранятся в частных собраниях [4. с. 121].
На портрете П.Н. Орлова екатеринославский губернатор Гладкий К.С. изображен в гражданском мундире с воротником-стойкой, расшитым серебром; с белым шарфом. На груди – орденская красная лента и две звезды – орденов св. Владимира и св. Анны; на шее – крест Ордена св. Владимира. Фон портрета тёмный, лицо высветлено, контрастен фрагмент белого шарфа. Весь облик Гладкого: тёмные волосы с бакенбардами и широкие брови, лоб с морщинами, глубокие тёмные карие глаза и строгий взгляд, плотно сжатые губы, – наводит на мысль, что на портрете изображён властный человек, занимающий высокую должность. Такой портрет (небольших размеров: 41х33,5 см) в ХІХ ст. можно было увидеть в интерьере кабинета или в семейной галерее. Точная дата поступления данного портрета не определена. Предположительно, что полотно находилось ещё в музейном собрании Д.И. Яворницкого.
В ХІХ ст. всё больше возрастало количество портретов, на которых были изображены представители интеллигенции – поэты, художники, учёные, что свидетельствует о том, что уже не сословные привилегии, а личные достоинства становятся критерием оценки человеческой личности. В музейной коллекции хранятся четыре портрета представителей известного в Украине рода Мизко. Это – два мужских портрета и два – женских. Оба мужских портрета отреставрированы в Харькове в 2007- 2008 г. На одном из них неизвестный художник запечатлел Дмитрия Тимофеевича Мизко (1772 г.р.) – первого директора Екатеринославской мужской гимназии. ХІХ ст., холст, масло, 42х37 см. (Х-544).
Мизко изображен в преклонном возрасте (возможно, 80-85 лет), полностью седоволосым, с закрытыми глазами (ослепший?), с глубокими морщинами под глазами и вокруг прямого носа. Сидит он в квадратном кресле с деревянным коричневым каркасом на спинке и красной бархатной обивкой. На подлокотниках видны края серо-белой шёлковой подушки, подложенной под спину. Одет герой в зелёный шлафрок (домашний халат без застёжки), наброшенный на нижнюю сорочку с белым отложным воротником и чёрный жилет под горло. На мизинец правой руки надето золотое обручальное кольцо. Фон полотна в серо-зеленых тонах. Складывается ощущение, что автор в этом образе стремился точно передать род деятельности героя в прошлом. Учитывая год рождения Мизко (1772), можно предположить, что портрет написан в середине ХІХ ст. провинциальным художником. Не имея высокого художественного достоинства, он интересен как образец историко-бытового жанра (знакомит с характерными для того времени образцами мужской домашней одежды и предметом интерьера).
Фамилия эта известна ещё со времён украинского казачества. В войске князя Д.И. Вишневецкого был казак Миско Ескович (Михаил Иосифович), от которого и ведёт своё начало род Мизко. Дмитрий Тимофеевич сыграл важную роль в истории просвещения Екатеринославщины. В 1803 г. он стал директором народных училищ, а в 1805 –директором Екатеринославской мужской гимназии, и занимал эту должность до 1831 г. Был действительным статским советником, доктором изящных наук, членом Вольного экономического общества. Данный портрет поступил в музей до 1910 г. Под № 636, он записан в музейном каталоге за 1910 г. [1. с. 175] Значится как «дар Г.Г. Мизко». В нашем городе сохранился дом, который раньше назывался Доходным домом Мизко, построенный по проекту екатеринославского архитектора Г.И. Панафутина (1900-1910). Теперь – это памятник архитектуры по ул. Шевченко, 59 (угол бывших ул. Полицейской и Казанской).
В 2008 харьковские специалисты Ерёменко П.И – реставратор живописи и Ткачёв В.А – реставратор дерева возродили портрет Георгия Дмитриевича Мизко (Х-361). Холст, масло, 72х60 см. В инвентарной книге записано – портрет неизвестного художника ХІХ ст. И вновь произошло открытие. После удаления загрязнений, на лицевой стороне холста в правой нижней части проявилась чёткая авторская подпись «Н. Богацкий 1887», сделанная красной охрой.
На портрете Георгий Дмитриевич изображён в мундире гражданского чиновника с наградами: два ордена св. Владимира, орден св. Станислава и орден св. Анны. Фон полотна тёмный. Лицо интеллигентное, задумчивое. Открытый лоб, поседевшие волосы, бакенбарды и усы; на глазах – овальные очки в тонкой золотой оправе. Сведений о жизни и деятельности Георгия Дмитриевича пока не найдено. В каком родстве он состоял с Дмитрием Тимофеевичем утверждать сложно. Но зато, мы теперь знаем имя автора портрета.
Николай Тимофеевич Богацкий (1840 гр.) – русский художник второй половины ХІХ ст. Сведений о нём мало. Наиболее известные работы художника – портрет девочки с куклой (1874), портрет императора Александра ІІІ (1787), портрет Горчакова Александра Михайловича (1873). Горчаков А.М. (1798-1883) – министр иностранных дел Российской империи (1856-1882), государственный канцлер (с 1867), Святейший князь (с 1871), бывший выпускник Царскосельского лицея, друг А.С. Пушкина. Теперь этот короткий перечень ранее известных картин Д.Т. Богацкого дополнит наш портрет. Он расширит представление о творчестве художника и русском портрете ІІ половины ХІХ ст. Материалы о двух женских портретах (представительниц рода Мизко) будут опубликованы в статье исследователя Екатерины Грищенко.
Раньше живописные портреты не только украшали домашний интерьер, но и представляли семейную хронику, поэтому заказывали модным художникам портреты для своих галерей и представители именитого купечества. После реставрации в Харькове, вернулся в музей обновлённый портрет екатеринославского купца І гильдии Прокофия Андреевича Белявского. Неизвестный худ., ІІ пол. ХІХ ст., х.м., 84х 63 см (Х-327). До реставрации портрет находился в плачевном состоянии: деформация основы, порывы и утраты полотна, живописного слоя, сильное потемнение, грубые зарисовки (его уже когда-то пытались «облагородить»); портрет, казалось бы, навсегда утрачен. Но ему повезло. Сложные многочисленные реставрационные работы выполнил Артём Погребной. В процессе реставрации выяснилось, что лицо написано на отдельном плотном листе бумаги, наклеенном на основу холста. Это дало основание Погребному предположить, что лицо написано поверх фотографии. После удаления более поздних записей в правом нижнем углу открылась авторская подпись «Рисовал Максименко 1873. Миткина».
Известно, что в Екатеринославе с середины ХІХ ст. работала фотомастерская Миткина. Предположительно, что портрет Прокофия Андреевича заказали художнику уже после смерти Белявского, и писал автор его лицо по сохранившейся в семье фотографии, сделанной у Миткина. Хотелось бы найти сведения о самом авторе – Максименко. Теперь работа имеет точную датировку – 1873, а не, как значилось ранее, – ІІ пол. ХІХ ст. Холст, бумага, фотобумага. Портрет можно причислить к рангу оригинальных произведений.
На полотне Белявский запечатлён в гражданском мундире, с медалью за Крымскую войну на груди и памятной медалью в честь императора Николая І – на шее. Левая рука лежит на эфесе сабли, правая – на мундирном поясе. Доброе лицо с грустными глазами; светлые волосы, усы и борода. Фон полотна – серо-золотистый. Работа достаточно больших размеров (84х63 см). Обычно такие портреты выполнялись для присутственных мест.
Подробные биографические данные наших героев уже опубликованы в книге «Екатеринослав-Днепропетровск. 225» (Д., 2001), в выпуске журнала «Грани» (Д., 2006).
Завершает нашу галерею портрет А.Н. Голицына, один из самых лучших в нашем собрании (мой любимый портрет), который тоже отреставрирован в 2009 г. харьковским специалистом Ерёменко Т.И. (рест. живописи). Неизвест. худ., І пол. ХІХ ст., х.м., 68х54 до рест., 70х55 после (Х-332). Реставратор выполнила многочисленные трудоёмкие работы: локальное укрепление живописи, снятие загрязнения с тыльной стороны; удаление заплат; сведены порывы основы, убраны следы от затёков влаги, сняты фрагменты красочных наложений от предыдущей непрофессиональной реставрации… И перед нами открылся удивительный романтический образ безымянного живописца – герой пушкинской поры, представитель славного русского рода – Александр Николаевич Голицын. Как утверждала современница Голицыных, знакомая со многими членами этой семьи, известная Е.П. Янькова из «Рассказов бабушки» (книга воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные её внуком Д. Благово): «Ни в одном из наших русских княжеских родов не было столько замечательных лиц, как у Голицыных». [3. с. 176]. И наш портрет подтверждает это лестное мнение. После реставрации на обороте полотна стала четко прочитываться надпись: «Князъ Александръ Николаевичъ Голицынътайн: сов., членъ Государъ. Совъта, Св: Синода объръпрокуроръ, главн. упр. всехъ иностран: исповеданій, президентъ Библейского общества; Его Имп: Величества. Штатсъ секретаръ. Дъйств. Камер Гер; орд: св. Алексан. Невск; Владімира 2-й стъпени: ор. св.Анны І степ: Прускаго красного орла І ст: Кавалеръ и ордена св. Іоанна Іерусалимскаго Камандоръ».
Известно, что А.Н. Голицын получил образование в Петербурге, был представлен Екатерине ІІ, находился в окружении Павла І, но особые его заслуги признаны при императоре Александре І. В 1805 г. был назначен обер-прокурором св. Синода, в 1810 – главнокомандующим управления иностранных исповеданий, в 1816 – министром народного просвещения. С 1817 г. возглавлял вновь созданное объединённое министерство духовных дел и народного просвещения Российской империи. По примеру самого императора, Голицын стал мистиком. Избран президентом Российского библейского общества и президентом «Человеколюбивого общества» (1917 г.). При его участии образовалось «Попечительское общество о тюрьмах», попечительство о бедных и приют для неизлечимых больных. Во время голода в Белоруссии в 1823 г. обратился с личным воззванием к общественному благотворительству, являлся частным благотворителем, охотно помогал неимущим. В светском обществе слыл человеком благочестивым. Ратовал и о развитии высшего образования – при нём были открыты Ришельевский лицей в Одессе и университет в Петербурге. С воцарением Николая І, не утратил своего достойного положения. Осыпан милостями, назначен канцлером российских орденов (1830)». С 1839-1841 гг. председательствовал в общих собраниях государственного совета, членом которого он состоял с 1810г. В 1843 г попросил себе отставку, а в 1844 г – поселился в своём крымском имении Гаспра-Александрия. За свои заслуги перед государством А.Н. Голицын удостоен высших российских и иностранных наград – они перечислены выше (в надписи на обороте холста).
Возвращаясь к истории портрета Голицына, можно предположить, что он был написан в 1830-х гг., (учитывая биографию героя и стилистику работы). На тёмном фоне портрета Голицын изображён в чёрном мундире, с воротником, украшенным серебряным шитьём; с белым повязанным платком. Вдоль груди красная лента, из-под которой видны очертания двух наград, на шее – орден св. Владимира с красно-чёрной орденской лентой. С портрета на нас смотрит красивый статный мужчина, слегка улыбаясь. Лицо любезное, благородное: высокий открытый лоб, серебристые волосы и тёмные бакенбарды, узкий прямой нос, глубокие тёмные глаза, нежный румянцем на щеках и ямочка на бороде. Казалось бы – признанный светский кавалер. Однако в словаре Брокгауза и Эфрона есть приписка: «ознакомившись с церковными делами, перед вступлением на важный пост, начал уклонятся от удовольствий и развлечений, которым раньше страстно предавался» [5. с. 46]. К сожалению, и после реставрации не выяснено авторство нашего портрета. Это задача будущего.
Голицыны были тонкими ценителями изящного, поэтому с заказами на портреты они обращались к ведущим мастерам своего времени. Известен портрет С.М. Голицына, написанный Аргуновым И.П. (1760); в коллекции миниатюр ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится целый ряд портретных миниатюр (представителей этой фамилии), принадлежащий кисти знаменитого А.Х. Ритта – художника русской школы, немецкого происхождения рубежа XVIII-XIX ст., публиковались парные портреты Д.В. Голицына и Т.В. Голицыной художника Ф.Н. Рисса (1830-е гг.).
И в нашем портрете угадывается рука первоклассного мастера, связанного с идеями сентиментализма, господствующего стиля времён написания портрета (1830-е гг.) Не сохранилась легенда поступления портрета, можно лишь предположить, что приобретен он в начале ХХ ст. (учитывая его инвентарный номер-332 и запись в книге Х-1).
Музей хранит лишь один портрет, на котором запечатлён известный представитель славного рода Голицыных (старинного княжеского рода с литовскими корнями, ведущего своё начало с XVIII ст.). Голицыны – это русские полководцы и государственные деятели, музыканты, писатели, библиофилы… В.В. Голицын (1643 г.р.) был участником знаменитых Чигиринских походов (1676 г.) по защите украинских земель от набегов Крымских татар и турок (в 1863 г. он был жалован титулом «Больших печатей и государственных посольских дел оберегатель» [5, с. 46] , который до него носили лишь Ордын-Нащёкин и Матвеев. Портрет Ордын-Нащёкина также дошёл до нас из старого музейного собрания); М.М. Голицын – генерал-фельдмаршал (1675-1730) участник Полтавской битвы; Д.В. Голицын – светлейший князь, сражался под Бородином (1812), Московский генерал-губернатор (1820); Ю.Н. Голицын (1823-1872) – известный дирижёр, создавший в Москве хор из крепостных (1842), с которым успешно выступал в Петербурге, Париже, Лондоне, Америки (его отец был виртуозом игры на виолончели и другом Л. Бетховена)… А сколько прекрасных дам носили эту фамилию, двух из них воспел в своих произведениях А.С. Пушкин. Наталья Петровна Голицына – прототип «Пиковой дамы». Из рассказов уже упомянутой Е.П. Яньковой, женщина очень умная, своенравная, властная. Она долго проживала с мужем в Париже, где ей оказывала знаки внимания Мария-Антуанетта. Прожила 97 лет, видела шестерых правителей России… Три стихотворения Пушкина были посвящены Марии Аркадьевне Голицыной (1802-1870) – внучке прославленного А.В. Суворова, которой был увлечён поэт в Петербурге. Голицына слыла любительницей музыки, и сама писала музыку на пушкинские стихи. Это о ней поэт написал: «Я славой был обязан ей – а может быть и вдохновеньем». И ещё: «Сегодня я люблю, сегодня счастлив я. (24-25 августа 1821 г.)» [2, с. 97].
И напоследок хочется выразить искреннюю благодарность нашим коллегам – реставраторам, – которые возродили старинные музейные полотна и подарили им новую жизнь, а нам восторг от общения с ними. Вглядываясь в лица тех, кто смотрит на нас с обновлённых портретов, задумываясь над их судьбами, ещё и ещё раз осмысливаешь значение слов, известных каждому поколению: гражданин, Отечество, честь, долг, доблесть, слава, верность, любовь… И хочется верить, что также как и портреты, обновимся и все мы… И каждый, кто встретится взглядом с героями этих портретов в залах музея, вспомнит о своём истинном предназначении и поспешит сотворить добро…
Библиографические ссылки
- Каталог музея им. А.Н. Поля 1910 год. – Екатеринослав, 1910.
- Песнь о любви. Русская любовная лирика 18-20 ст. – Кишинёв, 1987.
- Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений. Записанные и собранные её внуком Б. Благово. – Л.: «Наука», 1989.
- Русские художники ХVІІІ-ХІХ веков. Справочник. – Д.: Пороги, 1994.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. ХІХ. – СПб., 1893.
Автор: Зубкова Г.Є. – с.н.с. ДІМ
Джерело: Роль музеїв у культурному просторі України й світу: стан, проблеми, перспективи розвитку музейної галузі. (Збірник матеріалів загальноукраїнської наукової конференції з проблем музеєзнавства, присвяченої 160річчю заснування Дніпропетровського історичного музею ім. Д.І. Яворннцького) Вип. 11. — Д.: АРТПРЕС. 2009. 608 с.