Настоящая статья имеет целью познакомить с историей формирования собрания художественной керамики и стекла, коллекций изобразительного и декоративно-прикладного искусства Днепропетровского исторического музея им. Д. И. Яворницкого. Это стало возможным благодаря сохранившимся архивным материалам музея: инвентарным книгам и архивным описям; каталогам и, конечно же, благодаря опубликованию эпистолярного наследия академика Д. И. Яворницкого. А, порой, и сами экспонаты говорят о своих бывших владельцах.
Первыми поступлениями в создаваемые музейные коллекции были дары частных лиц. Многие знают именитых екатеринославцев: А. Я. Фабра, А. Н. Поля, Г. П. Алексеева, Н. П. Урусова, В. Я. Левенсона и др. Они были не только видными государственными мужами, но, сосредоточив свои интересы на благотворительности и собирательстве произведений искусства, стали крупными меценатами и коллекционерами. В разное время они дарили музею предметы старины из своих коллекций. Сегодня музей хранит значительную часть коллекций Д. И. Яворницкого и А. Н. Поля. Почти половина музейного собрания керамики и стекла составляют предметы из коллекций В. Я. Левенсона и А. Л. Красносельского. Но не только названые особы были дарителями музея. Список таких людей достаточно велик. Хочется, чтобы их имена знали и помнили, а возможно в недалёком будущем опубликовали отдельный сборник, посвящённый этим людям, от благодарных музейщиков и музейных почитателей всех поколений. В данной статье представляются имена ещё несколькоих музейных дарителей.
«Дар П. М. Сочинского», – гласит надпись на бронзовой накладке, прикрепленной к величественному, похожему на трон, чёрному деревянному стулу [И-3113]. Выполнен стул русскими мастерами в конце XIX ст. в эпоху модерна, когда в искусстве обращались к стилям прошлого. Сидение стула широкое, удобное. Спинка декорирована ажурной резьбой геометрического орнамента. Сидя на таком стуле, чувствуешь себя по-королевски.
В инвентарной книге есть запись о том, что от П. М. Сочинского поступил в музей штоф [С-438, ст. №И-946, 7854] так называемого народного стекла. Изготовлен штоф в XVII-XVIII ст. из тонкого коричневого стекла в гутной технике, т.е. непосредственно у «печи-гуты» способом свободного выдувания и украшен росписью эмалями с растительной композицией. Мастер одновременно был ремесленником и художником, а его творение отличается большой самобытностью. Видимо, судьба у штофа сложная. У него есть утраты фрагментов на дне, краски потерлись. Но всё равно, спустя три столетия, штоф радует глаз своей мягкой пластичностью и мажорностью красок.
Также от П. М. Сочинского поступил в музей портрет неизвестного (авт. незв.) XVIII ст. Он относится к типу портретов-парсун [Х-1248]. Сейчас портрет, находясь на временном хранении, экспонируется в Днепропетровском художественном музее.
В 1996 г. в художественном музее состоялась конференция по теме: «Неизвестные и малоизвестные портреты XVIII – нач. XX ст.». Наш портрет представила в докладе ведущий специалист фондов Яценко Л. И. (к большому сожалению, недавно безвременно ушедшая из жизни). Доклад имел большой резонанс. И теперь стараниями Яценко Л. И. портрет атрибутирован. Стало известно, что написан портрет в 1770 г. Иваном Шильденко, работавшим на Запорожье (1772 г.). На портрете изображён запорожский писарь Иван Яковлевич Невенчаный.
Возможно, в процессе дальнейшей работы выявятся и другие дары П. М. Сочинского. Пётр Михайлович Сочинский – коллекционер и меценат. О нём была опубликована статья [4, 170] бывшим сотрудником фондов музея Анной Антоновой. Я же напомню, что П. М. Сочинский (по профессии – врач) был известным земским и общественным деятелем. Проживал в Новомосковске. Был знаком с Д. И. Яворницким, почитал музей, владел большой коллекцией картин, посуды, монет, запорожских древностей, книг. Наиболее оригинальные его экспонаты представлялись на XII-ом археологическом съезде в Харькове (1902) и XIII-ом в Екатеринославе (1905).
В музейном архиве [опись 1, ед. хр. 1, л. 48] есть запись о том, что в музей поступил «Кувшин из синего стекла с серебряным покрытием, с изображением собаки, коровы, зайца (без ручки). Пере-дан он Алексеем Степановичем Карповым, членом Екатеринославского окружного суда, в 1917 году. По легенде – из имения Костомаровых в с. Юрасовка Острожского уезда Воронежской губ.». Запись обнародовала хранитель архивного фонда С. В. Абросимова.
Кувшин этот сохранился и достойно представляет музейную коллекцию художественного стекла [С-418, ст. №И-903]. Кувшин изготовлен в конце XVIII ст. из смальтового стекла, с накладным металлическим декором и росписью эмалью. Очень оригинально изображены животные: стоящий на дыбах конь, лежащая под кустом корова, грозный козёл и др. анималистические миниатюрные сценки.
В инвентарной книге керамики записана фарфоровая чашка [КД-505] с архитектурным пейзажем – дар В. П. Гегело. Василий Петрович Гегело (сер. 1840-х-после 1918?) – общественный деятель, меценат. Чашка эта – очень парадная, изготовлена во Франции в начале XIX ст. Имеет характерную для этого времени (стиля ампир) цилиндрическую форму. Внутри она обильно украшена позолотой. Поверхность опоясана росписью с панорамой Версальского дворца. Дно чашки из хрустального стекла с белым камейным портретом императора Александра І. Чашка представляет собой жанр видописи на фарфоре. Пейзажные и городские виды становятся одной из излюбленных тем европейской живописи не только на полотнах, но и на фарфоре в первой половине XIX ст. Пейзаж входит в постоянный репертуар росписей Берлинской, Петербургской, Венской, Севрской королевских мануфактур. Первыми предметами, принявшими на свои стенки пейзажные картинки, были тарелки и чашки. Являясь дорогим подарком, они одновременно служили как бы картинкой на память, исполняя ту же функцию, какую через полвека возьмёт на себя фотография. Интересна фарфоровая чашка и тем, что у неё хрустальное дно, украшенное камейным портретом Александра І. В первой половине XIX ст. также увлекались и глиптикой. Камейные портреты украшали ювелирные изделия, предметы мебели и часы, фризы каминов и плафоны потолков… Мода на геммы была чрезвычайно широка, вызвав множество подражаний на керамических и фарфоровых заводах Европы. Чашки, чайницы, парфюмерные флаконы, пудреницы, табакерки украшались имитациями камей, представлявшие собой фарфоровидный рельеф на хрустальной пластине. Вот такая памятная у нас чашка!
В письме Николая Фёдоровича Тушкана к Д. И. Яворницкому, от 04.03.1924 из г. Богучара Воронежской губ., говорится: «… Братом моим, Павлом Фёдоровичем, были оставлены Вам мои часы-будильник французской работы (Женьевской фабрики) с колонками мозаиковой работы эмалью. Бывшая их стоимость по Киевскому антикварному рынку была 500 рублей золотом…» [Арх.-25552, КП-94344]. В этой связи можно предположить, что часы, о которых идёт речь в письме, сохранились и экспонируются в зале №3 рядом с каретой и принадлежали Н. Ф. Тушкану. Николай Фёдорович Тушкан был сотрудником Богучарского городского единого потребительского общества. Его брат Павел Фёдорович Тушкан занимал должность директора Эрастовской сельско-хозяйственной школы, открытой в имении Бродского Эраста Константиновича, который 25 лет возглавлял Верхнеднепровское дворянство. В ещё одном письме, опубликованном в 3-ем выпуске «Епістолярної спадщини академіка Д. І. Яворницького» [1, с. 447, №602] (письмо от М. Г. Сластиона), сообщается, что от П. Ф. Тушкана получены и отправлены в музей два ящика с древностями.
В инвентарной книге записан под №И-801 гребень из черепаховой пластины XVIII ст. – подарок Екатерины ІІ графу Завадовскому [кат. 1910 г., с.128, №200]. Сведения об этом гребне находим в архивной описи: «Большой черепаховый гребень, добытый из двор-ца графа Завадовского в селе Ляличах Черниговской губ., в котором императрица Екатерина ІІ останавливалась при проезде через Чер-ниговскую губ. в Киев. Приобретён экспонат музеем у Алек. Семён. Доброгаевой…», возможно, в 1908 г. [ДАМ. Оп.1-а. Эд. Хр. 1, л. 25]. Гребень – европейской работы, предположительно, испанский. Имеет 10 зубцов, поверхность хорошо отшлифована, с волнистым рисунком и переливами оттенков на свету.
Граф Пётр Васильевич Завадовский – известный государственный деятель времён Екатерины ІІ. Ещё молодым он был назначен управляющим секретной канцелярией гр. Румянцева. В 1769 г. принимал участие в русско-турецкой войне (сражался при Ларге и Кагуле). Совместно с Воронцовым составлял текст Кучук-Кайнарджийского договора. Деятельность Завадовского была очень обширна. Он участвовал во всех реформах второй половины екатерининского правления. По словам историка Богдановича, Завадовский за восемь лет сделал для государства более, чем было сделано во всё предшествующее столетие. Его любимым поприщем было народное образование. В 25-ти губерниях Завадовский основал народные училища, что главным образом и оценила императрица. Ему были пожалованы Екатериной графский титул и имение в 6 тыс. душ в Черниговской губ. Завадовский назвал имение «Екатеринодаром», но Павел, вступив на престол, переименовал его в «Ляличи» (игрушка). По распоряжению императрицы в имении был построен дворец самим Кваренги. В начале своего царствования Павел І милостиво отнёсся к графу. Но вскоре Завадовский оказался в опале. Его недоброжелатели донесли Павлу, что граф живёт выше самого императора. Это означало, что Михайловский дворец ниже дворца Завадовского. Ему даже пришлось засыпать подвальный этаж. В 1801 году граф получил приглашение в столицу уже от императора Александра І. Завадовский был сторонником отмены крепостного права. Он стал первым в России министром народного просвещения. В 1805 г. Завадовский получил алмазные знаки Андрея Первозванного. Умер он в 1812 г. и похоронен в Александро-Невской Лавре. Ляличи были проданы сначала Энгельгардту, потом перешли к барону Черкасову, затем проданы купцу Самыкову.
Неизвестный поэт-путешественник, посетив в 60-х годах XIX ст. Ляличи, написал:
Вот здесь великая царица приют любимцу создала,
Сюда искусства созвала,
И всё, чем блещит лишь столица,
В немую глушь перенесла.
План начертал Гваренги смелый,
Возник дворец, воздвигнут храм…
До 1957 г. в музее хранилась картина кисти Боровиковского В. Л. (1757-1825), на которой были изображены Екатерина ІІ в образе Варвары Великомученицы и граф Завадовский в образе Михаила Архангела. К сожалению, в 1957 г. картина была списана и передана в художественный музей, где экспонируется и поныне.
Хочется представить ещё одного коллекционера – Красно-сельского Александра Леонтьевича (1877-1944). Это известный украинский зодчий. Не один десяток лет служат людям его сооружения в Бельцах, Риге, Одессе, Алупке, Днепропетровске. Около 60-ти зданий построено по проектам Красносельского. Родился он в Москве в семье врача. В Эстонии в г. Юрьеве, куда переехала семья, окончил реальное училище (1896). В 1901 г. – поступил в Рижский политехнический институт, где изучал строительное искусство. За отличную учёбу Красносельского наградили зарубежной командировкой. В 1906-1907 гг. он побывал в Румынии, Венгрии, Австрии, Германии, Англии, Франции, Италии, Египте, Турции, Индии. В 1908 г. его пригласили работать в Бельцы. В 1913 г. архитектор приезжает в Екатеринослав, где занимается благоустройством Екатерининского проспекта, проектирует жилые дома и особняки. По его проектам были построены: анатомический корпус мединститута (1916), пансионат для детей офицеров І-ой мировой войны (1915) по ул. Казанской (К. Либкнехта), жилые дома по ул. Садовой (Серова) и др. В период с 1922 по 1929 гг. он был губернским архитектором, а с 1931 – заместитель Днепропетровского межрайонного инспектора по контролю за строительством. В 1927 году А. Л. Красносельского избрали членом Горисполкома. В эти годы по его проектам были построены Дворец культуры металлистов (1926-1932) – театр Ильича, жилой дом для рабочих завода К. Либкнехта со скульптурой металлурга по проспекту К. Маркса (1935), дома в г. Марганце. Но не только архитектуре был предан Красносельский; он увлекался живописью, декоративно-прикладным искусством, собирательством. В его коллекции были старинные картины, редкие изделия из фарфора, стекла и металла, предметы мебели… В 1970-1980 гг. супруга архитектора Рогожина-Красносельская Ф. А. передала в музей часть коллекции мужа. Об этой коллекции нужно говорить отдельно. Я же представлю только одну художественную работу, которая поступила в музей в 1970 г. Это зимний сельский пейзаж XVII ст. неизвестного художника голландской школы. Написан он маслом по дереву [Х-1174]. В 2006 г музей передал в Харьковский научно-исследовательский реставрационный центр несколько картин на реставрацию, среди которых был и данный пейзаж. 7-го мая текущего года работа была возвращена. Дали новую жизнь пейзажу художники-реставраторы по живописи и дереву А. О. Погребной и В. А. Проскуряков. Во время реставрации, когда удалили пылевое загрязнение, на лицевой стороне в левом нижнем углу проявились остатки авторской подписи коричневой краской «І…Оst..е.». Сравнение её с образцами подписи голландского художника Исаака Ван Остаде (1621-1649) дало возможность реставраторам предположить, что наш пейзаж принадлежит кисти этого живописца. Исаак Остаде – художник-пейзажист 17 ст. – «золотого века голландской живописи» писал преимущественно зимние пейзажи. Сколько ещё приятных открытий нас ожидает?
Все представленные экспонаты заслуживают особого почтения и трепетного хранения. Они по праву составляют музейную сокровищницу. И пока есть такие реликвии и люди, подарившие их нам, музей будет оставаться местом паломничества, храмом истории и искусства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Епістолярна спадщина академіка Д. І. Яворницького. Вип. 3: Листи музейних діячів до Д. І. Яворницького. – Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2005.
- Ігнатов О. М. Архитектор А. Л. Красносельский. / Серія «Видатні зодчі України». – К.: «Будівельник», 1966 .
- Кузминская Т. А. Моя жизнь дома и в Ясной поляне. – Калининград: изд-во «Янтарный сказ», 1998.
- Під знаком Кліо: на пошану Олени Опанович. Зб. ст. – Д.: Промінь, 1995.
- Прикладное искусство Западной Европы и России. Сборник научных трудов. – Л.: Государственный Эрмитаж, 1983.
Автор: Зубкова Г.Є. – с.н.с. фондів ДІМ
Джерело: Видатні особистості: музейна персоналістика. (Матеріали обласної музейної конференції до Міжнародного дня музеїв та 75-річчя Дніпропетровської області). – Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2008. Вип. 10. – 338 с.