Статья посвящена одному из пока неразработанных направлений музейной педагогики высшей школы. Автор представляет новую целостную методику проведения практических занятий в музеях по вузовским культурологическим дисциплинам.
В современных условиях растущей глобализации, утраты исторической и культурной преемственности музеи становятся одним из важнейших инструментов формирования гуманитарного знания у нового поколения. Исходя из определения музея как многофункционального института социальной памяти с функциями документирования, охранной, исследовательской и образовательно-воспитательной, одной из наиболее важных составляющих музейной деятельности является просветительская, педагогическая работа со школьниками и студентами.
Проблемы музейной педагогики (в основном касающиеся преподавания школьных предметов) затрагивались в статьях, опубликованных в педагогических изданиях, а также в Вестниках, которые издаются Одесским историко-краеведческим музеем [ 1 ].
А. Караманов, анализируя опыт ряда музеев Польши, приходит к выводу, что в результате проведения циклических уроков в музеях у учащихся не только возрастают исторические и культурные знания, но и появляется стремление к творческой деятельности. По его мнению, «во время учебного занятия в музее повышается значимость музейного предмета – из простого экспоната он становится своеобразным символом той или иной эпохи, культуры и по – своему изменяет мировоззрение учащихся» [2]. Автор другой статьи С. Ложко также подчеркивает, что музей служит толчком к активизации познавательной деятельности учащихся [3].
Вопросы использования музеев в преподавании вузовских курсов отдельно в научной литературе вообще не рассматривались. Этим объясняется новизна и актуальность поставленной автором задачи. В предлагаемой статье обобщается десятилетний опыт преподавания курсов культурологи и истории культуры в вузе с активным использованием музейных экспозиций Одессы. Основной задачей является представление авторской методики проведения практических занятий студентов в различных музеях города.
Предварительно следует отметить, что в начале преподавания вышеназванных дисциплин использовалась такая традиционная форма внеаудиторной работы со студентами, как обзорные музейные экскурсии. Проверка остаточных знаний показала их поверхностность и фрагментарность из-за пассивного, невнимательного восприятия материала во время экскурсии.
С целью повышения эффективности усвоения была разработана и апробирована (вначале в виде эксперимента) новая методика проведения практических занятий со студентами в залах музеев. При этом основной акцент делался на самостоятельное и, следовательно, осмысленное овладение студентами экспозиционного материала.
Для этого по каждой теме дисциплины были сформулированы практические задания, которые помогали студентам углубить, закрепить знания, полученные на лекциях и семинарах, сконцентрировать свое внимание на узких, конкретных вопросах.
Детальное рассмотрение музейных артефактов, исторических реликвий создает условия для «индивидуального переживания образа», стимулируя развитие творческого мышления. Кроме того, подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Еще одним преимуществом такой методики является то, что студенты работают в музеях систематически. Это позволяет им приобрести устойчивые навыки научно-исследовательской работы.
Далее остановимся на конкретных формах заданий и вопросов по историко-культурологическим темам.
Поскольку в начале курса после теоретических тем изучается культура Древнего мира, первым музеем, в котором студенты работают практически, является Одесский археологический музей. Сначала студенты знакомятся с музеем в целом, с историей его основания, историей создания отдельных коллекций (например, египетской и золотой кладовой), выдающимися коллекционерами, учеными, работавшими в музее.
Первое знакомство, из которого студенты узнают о том, что в музее хранятся памятники древности не только Северного Причерноморья, а и Египта, Греции, Италии, Кипра, вызывает у них живой интерес и желание продолжить работу более детально. После экскурсии студенты изучают литературу, пишут доклады и рефераты на темы: «Выдающиеся коллекционеры – основатели Одесского Археологического музея», «Достижения одесской археологической науки (по материалам музея)», «Роль Одесского археологического музея в культурной жизни города в Х1Х-ХХ вв.» и др.
Осваивая тему «Культура первобытного общества», студенты выполняют практическую работу в первом зале музея, содержащем памятники древнейших периодов человеческой истории, отвечая на следующие вопросы:
- Как эволюционировали орудия труда первобытного человека?
- Какие экспонаты раздела свидетельствуют о первобытных верованиях (каких)?
- Привести примеры артефактов, характеризующих первобытное искусство.
- Какие археологические культуры Северного Причерноморья представлены в разделе музея?
В конце работы предлагается заполнить сравнительную таблицу материальных памятников различных археологических культур края.
Отдельная практическая работа проводится по теме истории Трипольской культуры. После аудиторной лекции и просмотра учебного видеофильма на семинаре студенты имеют возможность познакомиться воочию с памятниками этой культуры в обновленной и пополненной коллекции музея. При этом они отвечают на вопросы:
- Каковы были основные занятия древних трипольцев? Подтвердить экспонатами зала.
- Какие тотемные верования существовали у древних трипольцев?
- Откуда мы узнаем о том, что главным верованием трипольцев был культ плодородия земли?
- Какие существуют научные гипотезы о предназначении трипольских орнаментов?
- Каковы были жилища трипольцев и откуда мы об этом знаем? Внимательное изучение богатой орнаментики трипольской керамики и разнообразия мелкой пластики помогает студентам осмыслить высокой уровень духовной культуры древних трипольцев. Изученный материал помогает студентам в дальнейших выступлениях на семинарских занятиях а также при написании рефератов по теме.
Огромный интерес у студентов вызывают культуры древних цивилизаций Востока и, в частности, Древнего Египта. Знакомство с египетской экспозицией музея начинается с истории ее создания. Основную часть ее составляют экспонаты из коллекции И.П. Бларамберга, а также памятники, подаренные городу правительством Египта за помощь, оказанную одесскими медиками в борьбе с эпидемией чумы. Богатая экспозиция позволяет студентам выполнить такие задания:
- Назвать экспонаты, иллюстрирующие древнеегипетский пантеон.
- Проиллюстрировать заупокойный культ в Древнем Египте.
- Перечислить экспонаты, которые использовались при мумификации.
- Показать своеобразие тотемных верований в Древнем Египте.
- Рассказать об особенностях египетского изобразительного искусства.
Изучение памятников культур других народов Востока продолжается в залах Одесского Музея западного и восточного искусства. Основная задача, которая ставится перед студентами – это выяснить отличие, своеобразие каждой культуры. В процессе практической работы студенты отвечают на такие вопросы:
- Какие традиционные религии Востока представлены в экспонатах музея?
- В чем отличие пластики Китая и Индии?
- Какие экспонаты свидетельствуют о высоком развитии декоратив-но-прикладного искусства в Китае и Японии?
- В чем заключается главная особенность искусства арабского Востока?
В завершение работы студенты должны дать сравнительную характеристику различных восточных культур, заполнив специальную таблицу.
Тема «Культура Античности» снова возвращает студентов в археологический музей. Коллекция этого периода является одной из самых богатых в Украине. Изучая древнегреческую культуру, студенты могут на конкретных примерах убедиться в колоссальных ее достижениях, особенно в сфере искусства. В ходе практической работы в античных залах предлагается выполнить такие задания:
- Перечислить греческие города-колонии в Северном Причерноморье.
- Показать на конкретных примерах, что в основе изобразительного искусства древних греков лежало стремление к идеалу красоты.
- Подтвердить конкретными примерами греческой скульптуры тот факт, что занятия спортом, стремление к физическому совершенству занимали важное место в жизни древних греков.
- Перечислить наиболее распространенные формы древнегреческих сосудов. Каково было их предназначение?
- Назвать основные сюжеты греческой вазописи.
- Привести примеры сюжетов вазописи на мифологические темы.
- Проиллюстрировать основные стили древнегреческой вазописи. В чем их отличие?
Полученные в музее знания об античной культуре студенты дополняют и закрепляют во время факультативных автобусных экскурсий в музеи под открытым небом Ольвии и Тиры.
Скифо-сарматская эпоха также широко представлена в Одесском археологическом музее, что позволяет провести практическую работу с такими заданиями:
- На основании музейных экспонатов, сделать вывод об основных занятиях скифов и сарматов.
- Какие артефакты свидетельствуют о высоком развитии металлургии у кочевых народов?
- Назвать свидетельства торговых взаимоотношений скифов с греческими городами-колониями.
- Привести конкретные примеры «звериного стиля», выставленные в музее.
- Какие экспонаты иллюстрируют кочевой образ жизни скифов и сарматов?
Изучение последующих тем курса практикуется в вышеупомянутом Одесском музее западного и восточного искусства, здание которого является памятником архитектуры XIX в. Оно выполнено в стиле распространенной тогда эклектики, сочетая в себе ренессансные черты с элементами ампира и рококо. Собрание музея не претендует на полноту характеристики всех периодов мирового искусства, но оно отличается высоким художественным уровнем, что позволяет успешно его использовать в поставленных автором целях.
Несмотря на небольшое количество картин эпохи Ренессанса, студенты имеют возможность закрепить понятие о том, что это была эпоха возрождения античных идеалов, новых выдающихся достижений в мировоззрении и, соответственно, в искусстве. Для этого предлагается ответить на такие вопросы практической работы:
- В чем заключается новизна трактовки религиозных сюжетов в произведениях итальянских художников эпохи Возрождения?
- Какие примеры свидетельствуют о гуманистической направленности творчества деятелей Ренессанса?
- В чем заключается отличие образа Мадонны эпохи Ренессанса от Мадонны эпохи Средневековья?
- Каково место природы, окружающего мира в картинах художников венецианской школы?
- Нидерландской живописи?
- Какие достижения в приемах, технике масляной живописи вы увидели в произведениях Ренессанса?
Коллекция музея дает наиболее полное представление об искусстве последующего за Возрождением периода – ХУТХУШ вв. Основная задача студентов – это разобраться в отличиях стилей барокко, рококо, классицизм, академизм. Заметим, что сравнительную характеристику черт данных стилей студенты предварительно делали на семинаре. В музее они заполняют таблицу, в которую заносят имена художников и их произведения в соответствии со стилем, в котором те писали. Затем, с целью закрепления знаний, студентам предлагается самостоятельно найти элементы изученных стилей в оформлении экстерьера здания и интерьеров залов.
Особый интерес студенты проявляют к фламандской живописи, широко представленной в залах музея. На ее примере они наглядно прослеживают становление таких реалистических жанров, как портрет, пейзаж и натюрморт.
Практическая работа в данном музее завершается тем, что студенты дают определения основным терминам-названиям видов декоративно-прикладного искусства (шпалера, майолика, фарфор, гобелен), широко представленного в экспозиции ХУПТХ1Х в. В результате у студентов складывается конкретное образное представление не только о культуре данной эпохи в целом, но и об образе жизни, моде того времени.
Изучение тем, посвященных развитию отечественной культуры, сопровождается работой в экспозиции художественного музея Одессы, поскольку в нем представлена обширная коллекция русского и украинского искусства, начиная от древнерусской иконописи, и кончая произведениями современного авангарда.
Из-за недостатка аудиторного учебного времени Византийская культура и культура Киевской Руси преподается в одной лекции, что позволяет проследить духовное единство и преемственность этих великих культур. Вместе с тем, увидеть их особенности на примерах изобразительного искусства студенты могут воочию лишь побывав в музее. Практическая работа по теме проводится в зале иконописи ХУ-ХУ1 ст. В ходе ее студенты ищут ответы на вопросы:
Каковы сюжеты древнерусских икон? В чем заключается их отличие от византийских?
- Привести конкретные примеры традиционной символики (цвета, жеста, деталей), которые встречаются в иконах, представленных в музее.
- В чем заключается отличие украинской иконографии от русской?
- Какие канонические правила иконографии сохранились до нашего времени?
Дальнейшая работа в музее делится условно на три части. В первой части перед студентами ставится задача познакомиться с творчеством украинских художников, а также тех, чье творчество было связано с Украиной. Предлагается ответить на такие вопросы:
- Какие художники-выходцы из Украины внесли большой вклад в портретную и пейзажную живопись ХVIII-ХІХ в.?
- В каком стиле, доминирующем в XIX в., выполнены офорты Т.Г. Шевченко, выставленные в музее?
- Приведите примеры произведений художников-передвижников. Покажите на конкретных примерах демократизм их творчества.
Во второй части работы студенты должны разобраться в разнообразной и противоречивой культурной жизни рубежа XIX и XX в., ответив на вопросы:
- Какие художественные течения и стили рубежа веков представлены в залах музея?
- Какие произведения свидетельствуют о формалистических поисках этого периода?
- Какие черты импрессионистической живописи присущи полотнам художников Южно-русской школы?
Третья часть работы посвящена искусству советского периода. Студентам предлагается сделать анализ сюжетов живописных полотен этой эпохи и выяснить характерные черты социалистического реализма.
Подводя итоги, следует отметить, что проблемный, поисковый характер вопросов и заданий позволяет избежать формального подхода к выполнению работ и нацеливает на внимательное, вдумчивое исследование музейных экспонатов. Наиболее интересные и содержательные практические работы впоследствии перерастаю! в рефераты и доклады на научных студенческих конференциях и конкурсах.
Подобные практические работы в музеях города помогают студентам осознать, что музей – это не только место хранения памятников прошлого, но и центр современной культурной жизни, способствующий формированию толерантного, уважительного отношения к национальной культуре и к культурам других народов.
К сожалению, при нынешней тенденции сокращения времени на гуманитарные дисциплины в вузах, подобная практика возможна только в виде факультатива, как одно из средств модульно-рейтинговой системы.
В заключение хотим выразить надежду на то, что инновационные походы к использованию музейных экспозиций в преподавании вузовских дисциплин будут способствовать дальнейшему поиску в этом направлении и созданию соответствующих рабочих программ.
Библиографические ссылки
- www.arhaeology.odessa.ua – сайт Одесского Археологического музея.
- www.history.odessa.ua – сайт Одесского историко-краеведческого музея.
- Караманов А. Особенности интерпретации исторической реликвии в контексте музейной педагогики //Вюник Одеського юторико-краезнавчого музею. -2007. – Вип. 3.
- Ложко С. Музейная педагогика: контакт с исторической реликвией // Вестник Одеського історико-краезнавчого музею. – 2007. – Вип. 3.
Соколовская Г.Н., Доцент кафедры украиноведения Одесской государственной академии строительства и архитектуры
Джерело: Роль музеїв у культурному просторі України й світу: стан, проблеми, перспективи розвитку музейної галузі. (Збірник матеріалів загальноукраїнської наукової конференції з проблем музеєзнавства, присвяченої 160-річчю заснування Дніпропетровського історичного музею ім. Д.І. Яворницького) Вин. 11. — Д.: АРТПРЕС. 2009. 608 с.