К вопросу о комплексных историко-археологических экспедициях

Комплексные экспедиции: историко-археологические, историко-этнографические и т.п. являются наиболее распространенными формами работы музеев вне его стен. Действительно, они, с одной стороны, охватывают широкий круг тем, разнообразных по хронологии, содержанию, а с другой, позволяют получить цельное, многогранное представление о территории, конкретном месте, где работает экспедиция.
Примером таких комплексных музейных экспедиций стала работа археологической экспедиции Днепропетровского исторического музея в 2002 году в Апостоловском районе. Заявленная как археологическая, она спонтанно, в ходе исследований, вышла за рамки только археологической деятельности и включила в себя этнографические поиски, исторические изыскания. Такое расширение рамок привело к плодотворным результатам: был собран разнообразный, с точки зрения культуры и хронологии, материал: вещественный, документальный, информационный. Он не только пополнил фондовую коллекцию музея, но и оставил чувство душевной полноты, морального удовлетворения, утолил профессиональное любопытство участников экспедиции.
Главным содержанием работы экспедиции, как указывалось выше, было археологическое исследование небольших разрушаемых человеком и природой курганных насыпей, выявленных раньше на территории сел Ленинское и Марьинское Апостоловского района. Во время раскопок предполагаемых курганов оказалось, что часть насыпей позднего происхождения служила основаниями под ветряные мельницы, они также дотошно исследовались. Процесс раскопок, полученная информация зафиксированы в полевой документации. Раскопки ветряков представляют интерес для этнографов, и, в случае необходимости реставрации или воссоздания ветряных мельниц, можно будет обратиться к информации, полученной археологами. Что касается археологических памятников, исследованных экспедицией, они были разнообразны по хронологии и культурной принадлежности.
Во-первых, курган скифо-сарматской культуры III в. до н.э., раскопанный под руководством опытного полевика С.П. Передерия. Насыпь кургана, расположенного в с. Марьянское на окраине одного из сельских кладбищ, достигала 70 см высоты. Несмотря на небольшие размеры, она таила в себе много интересного: во-первых, остатки ветряной мельницы, во-вторых, жертвенное культовое место с лепным горшочком, ритуальным хлебцем-диском из мела, амулетом -клыком небольшого хищника (этот жертвенник, судя по предметам, связан с погребениями в кургане). И, наконец, в кургане обнаружены погребения скифо-сарматской культуры (на синкретический характер культуры указывают особенности погребального обряда и предметы). Погребальное сооружение представляет собой катакомбу с 2 входными колодцами. Дно могильной ямы находилось на глубине 4м 16см от поверхности, погребение было ограблено в древности через один из входных колодцев (западный): огромная плита (размеры – 90x69x19 см), закрывавшая вход в погребение, была свалена грабителями внутрь входного колодца. На дне могильной ямы нашли лишь 4 человеческих черепа, все скелеты были уничтожены, вынесены грабителями. Из предметов обнаружили только несколько бронзовых, наконечников стрел (один – редкий – железный) и стеклянную бусину. При исследовании дна погребального сооружения, в восточном углу, выявлен забутованый камнем вход второго колодца (восточного). Восточный входной колодец оказался нетронутым грабителями и там, на верхней ступеньке, находилось еще одно погребение – детское. Ребенок (подросток) лежал вытянуто на спине, со скрещенными ногами, что является отличительной особенностью сарматских погребений. Под кистью правой руки лежало лезвие небольшого железного ножа.
Таким образом, несмотря на ограбление, погребальный памятник оказался неординарным: непростая конструкция самого сооружения, коллективный характер погребения – явная семейная усыпальница, и, наконец, непотревоженное детское погребение – ребенок, как слуга-привратник, лежал у входа в могильную яму. Интересна и принадлежность погребения 2 культурам: конструкция могильного сооружения и предметы – скифские, а детское погребение – сарматское.
Во время работы в с. Марьянском была предпринята археологическая разведка в окрестностях села с целью поисков новых памятников древности. Она увенчалась успехом: в устье балки Березневатая, в урочище, на берегу одного из водотоков, впадающего в Каховское море, нашли гранитное антропоморфное изваяние, культурная принадлежность которого точно не установлена из-за отсутствия ярких иконографических деталей (энеолит?, поздние скифы?). Изваяние представляет собой стелу удлиненно-прямоугольных очертаний, с выделенной головой (размеры – 1,48×0,4×0,5м). Недалеко от изваяния, во время обследования территории, был собран подъемный материал – фрагменты скифских лепных горшков, амфорный бой ІІ-ІІІ вв. н.э.
В одном из шурфов, заложенном на площади, где находился подъемный материал, обнаружена мегалитическая плита, оказавшаяся перекрытием древнейшего погребения эпохи раннего энеолита (конца IV тыс.до н.э.). Таким образом, был выявлен еще один редкий памятник – могильник эпохи энеолита. При исследовании погребения 1, попавшего в разрез шурфа, обнаружено еще 2 погребения этого же времени. Одно из них также было перекрыто камнем. Особенно выразительным являлось первое погребение. Монументальное надмогильное сооружение, представлявшее собой массивную плиту (размеры -1,8 х 1,6 х 0,24 м) антропоморфных очертаний с кучно стоящими небольшими камнями по торцам плиты (северо-восточный и юго-западный края); большой скелет погребенного (очень рослого мужчины) густо окрашен алой охрой. В ногах погребенного лежала микролитическая ножевидная пластина, сильно патенизированная, видимо, эпохи мезолита (может быть, предмет носил магический характер). Во втором каменном закладе найден еще один сакральный предмет – большой клык животного (кабана?). К сожалению, из-за начавшейся осенней непогоды (конец сентября) и понимая уникальность выявленного памятника, относящегося к числу древнейших энеолитических могильников степной Украины, было решено доследовать могильник в 2003 году.
Исследование древнейших памятников с. Марьинского сопровождалось поисками, изучением исторических объектов периода Запорожской Сечи – кладбищ, сооружений. Эту работу проводили сотрудник областного центра по охране историко-культурных ценностей В.В. Титов и молодой сотрудник сектора археологии Днепропетровского исторического музея, аспирант A.B. Старик. Они активно изучали старые кладбища с. Марьинского, выявляя и классифицируя могильные кресты XVIII-XIX вв., проводили шурфовку территории, где, по воспоминаниям жителей села, находилась старая церковь. В целом было исследовано около 500 крестов, разнообразных по форме и деталям. Первые сообщения о результатах работы по исследованию некрополей с. Марьянского были сделаны на всеукраинских конференциях в г. Киеве.
И, наконец, логическим завершением работы в с. Марьянском были этнографические сборы.
Село Марьянское основано в XVIII веке, как запорожский зимовник, около речки Терновки (село первоначально называлось “Терновка”). Постепенно около села начали оседать переселенцы с Полтавщины и других мест. Отдельные группы переселенцев со временем объединились, и село Терновка стало называться Марьянским. Первое упоминание этого названия встречается в документальных источниках 1787 г. В конце XVIII века, с основанием Екатеринославской губернии, украинское население села умножилось переселенцами из Германии. Этнический состав населения с. Марьянского проявился в своеобразии архитектуры жилищ, усадеб: сочетание традиционной украинской архитектуры (камышовые крыши мазанок, крытые галереи по длинным сторонам дома и т.д.) и обилие камня -каменных заборов, деталей ворот, черепичных крыш. Старые уголки села, особенно выходящие к Днепру, очень живописны. Они запечатлены на фотографиях экспедиции. Традиционные занятия жителей села – землепашество, скотоводство, рыбная ловля, дополнялись такими своеобразными, как лозоплетение и добыча камня (известняка). На территории села были выявлены монументальные изделия из камня – ступа, жернова, к сожалению, размеры последних не позволяли забрать их в музей.
Лозомебельная артель “Большевик” была создана до войны. Работница этой артели Е.Ф. Мыць передала в музей старые фотографии членов артели “Большевик”, образцов изделий и небольшой предмет из лозы, служивший для хранения ложек, вилок, ножей. В этнографическую коллекцию вошли также образцы черепиц с текстами и клеймами и отдельные предметы быта.
Завершая обзор работы музейной экспедиции в Апостоловском районе, хочется отметить очевидное для историков и музейщиков – широкий спектр информации как результат исследований, которые, конечно, пополнили наши знания по истории края в целом и юга Екатеринославской губернии в частности. Коллекция предметов, собранная экспедицией, также отличалась большим разнообразием: от антропоморфной стелы до фотографий 30-х годов.
Актуальность и перспективность такой комплексной работы музейных экспедиций очевидны, когда сам поток исследований направил деятельность участников экспедиции по такому пути.

Чурилова Л.М., Сердюк М.Й., старші наукові працівники ДІМ

Скарби музеїв: Матеріали обласної наукової конференції до Міжнародного дня музеїв 2003 р. — Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2005. — 156 с.