История скифов, их ритуалы, обряды, религиозные представления, обычаи всегда были и есть объектом пристального внимания археологов, историков, лингвистов, поскольку скифская культура глубоко проросла в духовную историю Украины, в ее мифологию, фольклор, литературу. В числе исследований, представляющих значительный интерес, и малоизвестная даже в научных кругах работа Д.И. Яворницкого «Стародавні жителі України», опубликованная в екатеринославском журнале «Зоря» в 1925 г. (№№ 2, 3).
Ученый осознавал колоссальное значение Скифии в духовной истории востока и юга Украины, усматривая эту значимость как в генетической общности, так и в одностадиальности культурного развития региона на протяжении-длительного времени. Знаки первотворения, сформировавшиеся в скифской духовной культуре, частью сохраняясь, частью трансформируясь, во многом определяют создание народно-национальных культурных парадигм, своеобразного «художественного кода культуры» (по терминологии И. Тертерян). Яворницкий стремился показать преемственность традиций, сцепление эпох посредством первообразов, устойчивых мифологем. Связь легендарных скифов с Приднепровьем (вплоть до XX в.) обозначена Яворницким монолитной общностью образного языка. Исходя из поставленной задачи (а это, по нашему мнению, была именно задача, цель работы), академик вступил в дискуссию (1925—1930 гг.) и занял вполне определенную позицию по отношению к сторонникам вульгарно-социологической трактовки ритуала и мифа. (Заметим, для 1925 г. это выступление в печати — проявление научного мужества ученого).
Особенность творения Яворницкого состоит в том, что, обращаясь к одному из наиболее авторитетных источников древности — «Истории» Геродота — с осознанием, что у этой истории есть своя, более древняя предыстория, запечатленная прежде всего в мифах, академик несколько изменяет ход изложения материала: континуитет (преемственность фактической основы истории) вытесняется прерывностью, т.е. сменой культурных парадигм (по М. Баргу). В результате текст Геродота в интерпретации Яворницкого мифологизируется, предстает как свод ритуалов и мифов, основной чертой которого является космизм.
«Историческое» предание», мифологизированная история Скифии имеет своего культурного героя, которым, по Яворницкому, является Геродот. Его Тенью, двойником (по Юнгу), сохранившем в себе и мифологическую память и мифологическое сознание, становится образ автора «Стародавніх жителів України». Тем самым «История» Геродота и мифологическая по своему характеру штудия Яворницкого предстают не взаимоисключающими явлениями, но как цельный историко-культурологический комплекс.
В сюжетно-композиционном плане научная разработка Яворницкого является интерпретацией космогонического мифа, где Степь, весь степной мир с его обитателями, вырисовывается как божество, подверженное законам инициации (т.е. умирания и оживания). Мифологизированная история Скифии воссоздается как нисхождение из вне вовнутрь (к истории и земли, и Степи), как ритуал со столь характерным для скифской и сла-вянской духовности приматом троичности.
Поэтический космос Приднепровья у Яворницкого разворачивается через систему мифологем, через брак Неба и Земли, в результате чего вырисовывается Мировая Ось, проходящая через сердце и душу творческой личности.
Яворницкий сумел вычленить и осмыслить в «Истории» Геродота ее мифологическую наполненность, ритуальную сущность, основные мифологемы в их первозданном виде, и «вписать» в культуру Приднепровья, что свидетельствовало о весьма своеобразном преломлении общеевропейских тенденций к ремифологизации на рубеже веков.
Аливанцева Е.В., заведующая музеем “Литературное Приднепровье”
Регіональне і загальне в історії: Тези міжнародної наукової конференції, присвяченої 140-річчю від дня народження Д.І.Яворницького та 90-літтю XIII Археологічного з’їзду (9 листопада 1995 р.). Дніпропетровськ, 1995. — 328 с.