О некоторых аспектах этнического сознания караимов

Этническая принадлежность — это социальная категория, отражающая отождествление личности с конкретной культурной общностью в результате становления самосознания. Последнее формируется в первую очередь в ходе сознательного этнического самоопределения. Наиболее актуальна эта проблема для представителей так называемых малых этносов, близка подошедших к черте полной ассимиляции. Попытаемся рассмотреть проблему самосознания одного из таких народов — караимов — на основе данных о языковой ситуации в их среде.
Караимы — немногочисленный народ, представители которого живут в основном в Крыму, на Западной Украине, а также в некоторых крупных городах. На 1989 г. в Украине проживало 1.404 караима (Ф.Д. Заставный, 1994). Караимский язык относится к кыпчакской подгруппе тюрской группы алтайской семьи и имеет крымский, луцкогаличский и тракайский диалекты (Р.М. Капланов, 1985).
Одним из условий формирования этнической общности людей выступает территория. Разобщение членов этноса, превращение отдельных групп в меньшйнства, проживающие среди другого народа, рано или поздно заканчивается ассимиляцией таких групп (В.Д. Козлов, 1977). Консолидации караимов в этнос способствовали как компактное проживание, так и религиозная обособленность. До XVIII в. существовали зоны анклавного поселения караимов в Крыму (Чуфут-Кале, Мангуп), Луцке, Галиче, Тракае. Однако на этом этапе основу этнического самосознания составляли конфессиональные факторы.
Начиная с конца XVIII века, караимы активно переселяются в крупные города — Евпаторию, Феодосию, Симферополь, Севастополь, Одессу, Киев, Херсон, Николаев, Екатеринослав, Харьков и др. В этих полиэтнических центрах караимы проживали дисперсно среди представителей других народов. Тем не менее вплоть до начала XX в. влияние урбанизационных процессов в значительной мере нейтрализовалось конфессиональными особенностями. Благодаря этому мелкие разобщенные группы караимов продолжали держаться компактно. По мере того, как вопросы религии стали отходить на второй план, сходные условия жизни в этномаргинальных культурных зонах все активнеє стирали культурно-бытовые особенности, заменяя1 их нормами общегородской культуры. Это в равной степени: относится и к караимам.
Одним из проявлений такого межэтнического взаимодействия караимов с другими народами, на наш взгляд, стало постепенное вымирание караимского языка. Как известно, язык обслуживает народ, живущий на одной территории. Караимы утратили территорию, на которой проживали компактно, что обусловливает и отсутствие общенародного караимского языка (К.М. Мусаев, 1964). Диалекты имеют очень существенные различия, так как язык крымских караимов подвергся сильной османизации за время общения с крымскими татарами (Р.М. Капланов, 1985). Караимский язык бесписьменный, сфера его употребления в настоящее время ограничивается лишь семьей. Культовым языком караимизма являлся иврит, на котором записаны религиозные тексты, хотя им владели очень немногие.
Попытаемся проследить динамику численности носителей караимского языка в третьей четверти XX в. В 1959 г. лишь 7% караимов считали родным языком своей национальности, тогда как в целом среди населения Украины — 91%. Среди караимов, проживавших в сельской местности, эта цифра несколько выше — 7,4%. Из других языков, которые караимы считают род-ными, наиболее распространен русский. Его назвали 97,9% караимов, считающих родным язык не своей национальности..
По Всесоюзной переписи 1970 г. караимский язык назвали родным 7,3%, в Крыму — 6,2%, но к 1979 г. в Крыму этот показатель достиг 7,9%. Наиболее распространенным остается: русский язык.
При рассмотрении половозрастных особенностей выявляется тот факт, что среди женщин караимский язык более употребителен, поскольку в большинстве своем они домохозяйки и общаются между собой чаще, чем с представителями других национальностей. Если среди мужчин в 1970 г. караимский язык считали родным 7%, то среди женщин — 7,7%. В возрастном отношении носителями караимского языка являются преиму-щественно люди, которым уже за 50 лет и которые постоянно живут в городах (К.М. Мусаев, 1964). Тем не менее в последнее время среди караимской молодежи наблюдается заинтересованность родным языком и стремление к его использованию в повседневном общении (Г. Кобецкайте, 1990).
Общность языка выступает одним из неотъемлемых факторов этнического самосознания. Развитие караимского языка прошло несколько этапов. Первоначально единый язык разделился на самостоятельные диалекты, развивавшиеся независимо друг от друга. В XX в. процесс исчезновения караимского языка почти дошел до логического конца, однако в нацтоящее время наблюдается тенденция к его возрождению.

Брейтман Ю.Ю., Одеський держуніверситет, істфак

Регіональне і загальне в історії: Тези міжнародної наукової конференції, присвяченої 140-річчю від дня народження Д.І.Яворницького та 90-літтю XIII Археологічного з’їзду (9 листопада 1995 р.). Дніпропетровськ, 1995. — 328 с.