Религиозное движение в меннонитских колониях Юга Украины (середина XIX в.)

Разложение феодально-крепостнического строя и складывание в его недрах капиталистического уклада на Юге Украины характеризовались не только новыми приемами хозяйствования, а и возникновением новых религиозных движений. Девятнадцатый век сыграл особую роль в деле распространения евангелия на Юге Украины, в появлении здесь различных деноменаций протестантизма. Огромные земельные владения Екатеринославской, Херсонской и Таврической губерний, массы дешевой рабочей силы, широко распространенные аренда и скупка земель, развитие товарно-денежных отношений в середине XIX века обострили социальные противоречия как в православных приходах, так и в колониях иностранных поселенцев. Меннонитские колонии в силу изначально благоприятно сложившихся обстоятельств выделялись среди иностранных колоний быстрым развитием экономических отношений, которые постепенно пришли в противоречение с остававшимися неизменными на протяжении многих десятилетий религиозными нормами, строго регламентировавшими все стороны жизни меннонитских поселений. Поэтому в меннонитских колониях новые религиозные движения получили наиболее полное и законченное проявление.
Меннониты были одной из первых протестантских сект, переселившихся во второй половине XVIII века в южные районы Украины. Первая партия колонистов меннонитов обосновалась в 1789 г. на правом берегу Днепра в Хортицком урочище новоучрежденной тогда Екатеринославской губернии, часть семей поселилась в Павлоградском уезде, а часть — в Новомосковском. Восемь меннонитских колоний — Хортица, Розенталь, Эйнлаге, Кронсвейде, Нойенбург и другие объединились в первый мен- нонитский округ — Хортицкий. К середине XIX в. в нем насчитывалось уже 19 колоний с 9 тыс. жителей.
Следующая волна переселенцев-меннонитов образовала в Бердянском и Таврическом уездах Таврической губернии второй, сайый крупный на Юге Украины меннонитский округ — Моло- чанский. В него вошли колонии Гальбштадт, Мунтау, Шенау, Линденау, Лихтенау, Фишау, Мюнстенберг, Орлов и другие. К 1866 году это были 57 колоний с более чем 20 тысячами жителей.
К 1835 году земель, выделенных царским правительством меннонитам, уже не хватало для быстро увеличивавшегося населения и меннонитам были выделены новые земли в Мариупольском уезде Екатеринославской губернии. На них 146 семей основали колонии третьего меннонитского округа — Мариупольского из 5 колоний с 1500 жителей.
Религия и вера играли особую роль в жизни меннонитов, наложив определенный отпечаток на внутренние и внешние отношения колонистов: семейно-брачные, связи внутри общин, строгое и неукоснительное выполнение основных положений протестантизма, способы хозяйствования. Религиозная регламентация всей жизни меннонитов поразительно была связана с развитием их деловых способностей. Относительно спокойная и размеренная жизнь меннонитских колоний в середине XIX века претерпела серьезные «волнения» в лице братьев Иоганна и Фридриха Ланге, которые возглавили религиозную оппозицию в Молочанском округе.
На религиозные движения в меннонитских колониях в середине XIX века оказали влияние целый ряд факторов, в том числе и вюстизм — религиозное течение, возникшее в лютеранских колониях и названное по имени его основателя патора Э. Бюста. Главным в проповедях Вюста, эмигрировавшего из Германии в 1845 году в колонию Нейгоффнунг, было отрицание имущественного неравенства верующих. Если все люди равны перед Богом, проповедовал Бюст, следовательно, они должны быть равны и на земле, и всякое имущественное различие противо- божно. Вюстизм, возникнув как движение малоимущих коло- нистов-лютеран, проник в соседние молочанские меннонитские колонии и оказал влияние на возникновение среди меннонитов гюпферского движения, охватившего в середине XIX века Екатеринославскую губернию.
Гюпферы( «скакуны», «прыгуны») получили свое название от ритуальных действий, которыми члены секты заканчивали свои молитвенные собрания. Главным объектом критики гюпферов стала культовая практика меннонитов, в частности, обряд крещения, которое совершается у меннонитов над лицами, достигшими определенного возраста при условии знания Катехизиса. Гюпферы считали такое крещение «формальным» и не соответствующим учению М. Симонса о крещении по вере, требовавшему предварительного обращения крещаемого к Богу. Были и другие отличия в учениях меннонитов и гюпферов. Так, менно- ииты на первое место выдвигали положение о личном спасении трудом. Гюпферы же в своих проповедях и повседневной жизни ставили на первое место личную веру, видя в ней основной путь спасения от грехов человеческих.
Церковные старшины меннонитов в связи с усилившимися религиозными брожениями попытались укрепить свою власть созданием в апреле 1851 года Церковного конвента, которому были предоставлены большие права. Гюпферы не признали власть Церковного конвента, их руководители Г. Гюберт и Я. Беккер проводили в колониях Елизаветталь, Руденвейде, Гроссвейде и Либенау шумные собрания и перекрещивание прозелитов. Церковный конвент осуществлял суровые репрессии против гюпферов, вплоть до лишения колонистского звания. Это привело в 1860 г. к религиозному расколу меннонитов Молочанского, а позже и Хортицкого округов. Отколовшаяся часть меннонитов объединилась в общину и стала называть себя «братскими меннонитами» (или новоменнонитами) и впоследствии их культовая практика стала представлять некий синтез меннонитства и баптизма с преобладанием последнего. Значение новоменнонитов заключается в том, что они повлияли на возникновение и организационное оформление в 70-х годах XIX века баптизма на Украине.

Тутік Л.С., к.і.н., доцент кафедри загальної історії ДДУ

Регіональне і загальне в історії: Тези міжнародної наукової конференції, присвяченої 140-річчю від дня народження Д.І. Яворницького та 90-літтю XIII Археологічного з’їзду (9 листопада 1995 р.). Дніпропетровськ, 1995. — 328 с.