1. Исследователи отмечают пространственно-временную дискретность процесса культурогенеза. Следовательно, археологическая культура выступает не только как центральная категория познания в археологии, как целостный социально-исторический организм (Генинг, 1987), но и как результат функционирования определенной системы традиций, их развития и проявления инноваций (Ткачук, 1991). Основным источником изучения большинства культур являются поселения и могильники. Консервативность погребального ритуала предполагает некоторую аритмию культурогенеза, когда процесс жизнедеятельности человека, способы связей стереотипных компонентов культуры на одном и том же хронологическом этапе являются более восприимчивыми к инновациям, нежели погребальный обряд.
2. С другой стороны всякая модель культуры содержит в себе разделение явлений окружающей человека действительности на «мир фактов и мир знаков» (Лотман, 1970). Входящие в семиотическунЬ систему (каковым является погребальный ритуал) объекты всегда осознаются знаками. Знаки в тексте (наборе знаков, между которыми установлены некоторые отношения) могут повторяться; выделив единицы текста как наименьшие значимые, получаем алфавит, из которого составлен текст (Шрейдер, 1974). Текст может выполнять двойную функцию: знаковой системы и сообщения; следовательно, он несет в себе определенное количество информации. Рассмотрим в качестве текогов материалы могильников и погребений ямной культуры различных регионов, подключив к анализу погребальной обрядности теорию информации. Учет данных проводился в групповых статистических таблицах, на основе которых были выделены тексты и алфавиты (табл.). Введем понятие энтропии системы как меры степени неопределенности, являющееся основным, фундаментальным понятием тео-рии информации (Шеннон, 1963). В общественных системах понятие «энтропия» отражает их способность к изменениям: чем больше энтропия системы, тем меньше заключенная в ней энергия способна к превращениям. Необходимым условием существования общества является неуклонное преодоление -дезорганизации — энтропии, прежде всего за счет внутренних изменений социальной системы. Эцтропия вычисляется по формуле: Н(х)=— Ріlоg2Рі.
Ясно, что при произвольном комбинировании всех признаков погребального ритуала энтропия велика; напротив, она уменьшается, когда черты ритуала обществом регламентируются (Добролюбский, 1978). За единицу измерения степени неопределенности принимается неопределенность, содержащаяся в опыте, имеющем два равновероятностных исхода (Яглом, 1960). Поэтому рассмотрим модели двух уровней. Для модели первого уровня предполагаем, что все знаки текста (т.е. признаки погребального ритуала) являются одинаково вероятными и состоят из произвольной комбинации знаков. Для модели первого уровня вычисляется Но энтропия на букву без учета вероятностей; эта величина характеризует наибольшую информацию, которая может содержаться в одном знаке алфавита с данным числом знаков. На фмом деле вероятность появления тех или иных признаков обряда неодинакова, кроме того, возникновение одного из них может быть обусловлено другим. Для более точного вычисления информации, содержащейся в одном знаке текста, необходимо знать вероятности появления тех или иных знаков. Строим модель второго уровня с учетом частостей всех знаков алфавита (роль вероятностей при анализе эмпирических данных играют их частости), вычисляем значение энтропии Ні (табл.). Имея значения Н и Ні, можно говорить о степени организованности и сложности моделей и сравнивать их между собой. Для этого вычисляем разность: К=1 показывающую, насколько меньше единицы отношение, реальной энтропии Ні модели второго уровня к максимальной энтропии Н0. Эту величину К. Шеннон назвал избыточностью. Таким образом, в рассмотренных знаковых системах существуют определенные связи и ограничения, которые определяют выбор последующего знака (признака погребального обряда). Чем выше избыточность, тем большее количество информации заложено в одном знаке. При высокой избыточности археологическая представительность памятника повышается, налицо высокая организация общества и малая энтропия. Знание избыточности системы погребальной обрядности предусматривает сопоставление по степени дифференциации различных социумов. При рассмотрении погребальной обрядности в динамике, на фоне культурогенеза, можно проследить изменение вероятностей (частостей), отражающее процесс преодоления энтропии в результате развития социума. В советской археологии энтропия и избыточность знаковой системы впервые вычислены В.Б. Ковалевской (1970).
Иванова С.В., Одеський держуніверситет, істфак
Регіональне і загальне в історії: Тези міжнародної наукової конференції, присвяченої 140-річчю від дня народження Д.І. Яворницького та 90-літтю XIII Археологічного з’їзду (9 листопада 1995 р.). Дніпропетровськ, 1995. — 328 с.