В 1990 г. в Историческом музее Эстонии были организованы выставки «Немцы в Эстонии» и «Евреи в Эстонии». Впервые была предпринята попытка показать национальные меньшинства Эстонской республики 1919–1940 гг. Политическим проблемам этих национальных меньшинств было уделено довольно много внимания и места в экспозиции.
В апреле 1991 г. открылась выставка «Русская культура в Эстонии». Администрация музея предоставила мне возможность собрать экспонаты и разработать концепцию экспозиции.
По теме «Русские в Эстонии» я собирала материалы для музея с 1988 г. Жизнь показала, что при всех политических системах происходит накопление богатств духовных и материальных. Уровень их развития определяет положение страны в мире и народа среди других народов. Поэтому мной была предпринята попытка проследить процесс формирования русской культуры в Эстонии с XI в. до 40-х гг. XX столетия. На выставке преобладали материалы, относящиеся к XIX–XX векам, многие из них выставлялись впервые. В экспозиции были широко представлены культурно-просветительные, благотворительные, студенческие, гимназические, творческие и религиозные организации, в которых с XIX в. сосредоточивалась культурная жизнь русских в Эстонии.
Выставка показала, что изучение русских в Эстонии, начатое в XIX в., носит фрагментарный характер.
Принявшее участие в организации открытия выставки Общество славянских культур в Таллинне, под рук. Н. В. Соловья, по мере возможности финансировало дальнейшее изучение темы. В марте 1993 г. Союзом славянских просветительных и благотворительных обществ в Эстонии (Н. Соловей) и Кафедрой славянской филологии Тартуского университета (С. Исаков) в помещении Исторического музея Эстонии (орг. вопросы – Н. Лесная) была проведена научная конференция «Русские в Эстонии» (1918–1940), в которой, кроме исследователей из Таллинна и Тарту, приняли участие гости’ из Пскова (Л. Грушина) и Риги (Ю. Абызов).
28 марта 1993 г. участники конференции основали: Русский исследовательский центр при Союзе славянских просветительных и благотворительных обществ в Эстонии под председательством С. Г. Исакова, который проработал два года и провел в 1995 г. II научную конференцию «Русские в Эстонии» (до 1918 г.), в которой, кроме местных, принял участие исследователь из Литвы (П. Лавринец). Сформировался круг исследователей па теме, публикации в периодической печати стали нормой.
В 1994 г. Союзом славянских просветительных и благотворительных обществ в Эстонии был издан словник «Русские общественные и культурные деятели в Эстонии» (Материалы к биографическому словарю, т. I (до 1940 г.)), составленный проф. С. Г. Исаковым, и переиздан с исправлениями и дополнениями в 1996 г.
После I Русской выставки, организованной Союзом русских просветительных и благотворительных обществ в Эстонии в Таллинне в 1931 г., зародилась идея создания русского музея. Мы вернулись к ней в 1996 г., попытавшись организовать Музей русской культуры в соответствии с решением III съезда Союза сл. пр. и бл. об-в1 в Эстонии. По-прежнему мешает отсутствие помещения и денег. Есть собранные материалы, есть специалисты, разработаны принципы формирования фондов (В. Бойков, Н. Лесная) и перспективный план развития (Н. Лесная).
Проделанная с 1988 г. собирательская, исследовательская, экспозиционная и организационная работа по- казали, что появился новый подход к изучению национального меньшинства за пределами проживания титульной нации (в Эстонии – в окружении иноязычного и иноверческого населения), в котором преобладает культуроведческая направленность и разделяются государственная политика и развитие духовности и культуры национального меньшинства в реальных исторических условиях. Оправдывает себя комплексный подход к изучению темы. Он получит развитие в планируемой на осень 1999 г. научной конференции «Русские в Эстонии – XX век». Наш опыт может пригодиться другим национальным меньшинствам.
Н. Лесная (Таллинн)
Джерело: Музей на межі тисячоліть: минуле, сьогодення, перспективи. (Збірник тез доп. та повід. міжнародної наук. конференції, присвяченої 150-літтю від дня заснування Дніпропетровського історичного музею ім. Д.І. Яворницького). – Дніпропетровськ, 1999. – 177 с.