Изучение костюма украинцев, как составной части материальной культуры этноса, имеет богатую традицию. Однако в этнографической литературе наблюдается неравномерность в рассмотрении региональных особенностей одежды украинцев. Одежда украинцев южных областей нашла отображение лишь в общих этнографических обзорах, хотя изучение культуры этого полиэтничного региона в период бурной урбанизации дает возможность выявления закономерностей сохранения этнической и социальной традиции, с одной стороны, и процессов культурного взаимодействия между различными не только этническими, но и социальными группами, с другой.
В основу исследования положены материалы, собранные летом 1994 года в Доманевском районе Николаевской области, которые отражают эволюцию традиционного костюма украинцев Степного Побужья в первой половине XX в.
Для изготовления одежды большинство населения данного региона использовало как домотканину, преимущественно из конопли, так и покупную фабричную ткань.
Повседневный мужской костюм в начале XX века включал сорочку средней длины из домотканного полотна (с. Прибужье, Анетовка) с длинными рукавами и стоячим воротничком, вышитыми в технике «берізка» и вышитой техникой «турецький хрест» манишкой (с. Зеленый Яр), а также темные домотканные штаны (с. Анетовка, Прибужье, Зеленый Яр).
Более зажиточные дополняли свою сорочку накладными манжетами, манишкой и галстуком (с. Щуцкое). Головными уборами мужчинам служили овечьи шапки (с. Щуцкое, Бугское, Зеленый Яр).
Зимой и осенью мужчины носили пиджак – «твинчик», название которого, видимо, произошло от зафиксированного на юге Украины болгарского названия пиджака «тввяу» (Н. С. Державин, 1914, с. 88), куртки – «діжуркі», традиционные свиты из домотканного полотна и овечьи кожухи (с. Зеленый Яр, Анетовка, Прибужье, Щуцкое, Бугское).
В качестве повседневной обуви украинцы Степного Побужья использовали как самодельные лапти из конопли, так и покупные ботинки и удобные, теплые сапоги (типа угги, изготовленные из овчины ворсом внутрь).
Повседневный костюм украинок, состоявший из рубашки, сшитой из доматканины, с собранной на шнурок горловиной и длинными широкими рукавами, украшенными вышивкой – «сорочка», длина которой варьировалась, а также длинной темной юбки, собранной на талии при помощи резинки или широкого пояса (с. Бугское, Анетовка, Прибужье, Зеленый Яр, Щуцкое), видимо, уже к началу XX в. окончательно вытеснил традиционный, включавший плахту или запаску, который встречался в данном регионе еще в середине XIX века.
В праздник женщины надевали приталенную блузку с длинными рукавами и стоячим воротничком или светлую блузку с застежкой на пуговицах спереди, с длинными рукавами, собранными на манжеты, и отложным воротничком, а также длинную юбку из атласа или шерстяной ткани, причем низ шерстяной юбки часто украшали бахромой – «щеткой» (с. Анетовка, Щуцкое, Зеленый Яр).
Неотъемлемой составной частью костюма женщин и девушек был платок. Наиболее распространенными были платки из покупной материи, также носили шерстяные плетеные платки (с. Зеленый Яр) и платки, украшенные кружевом (с. Щуцкое). Для всех этих платков существовало два вида повязывания концов под подбородком и на затылке. Бытовали возрастные различия в ношении головных уборов: только незамужние могли носить платии с бахромой-«китицями» (с. Щуцкое).
В холодное время года женщины одевали приталенный пиджак с шалевым воротником (с. Анетовка) или традиционные для украинцев свитки (с. Зеленый Яр). Более зажиточные носили пальто или шубу (с. Щуцкое, Зеленый Яр).
Таким образом, можно сделать следующие выводы: наибольшее количество традиционных черт к началу XX в. сохранили женская и мужская нательная и верхняя одежда, тогда как праздничная испытала сильное влияние городской традиции;
помимо городского украинский костюм испытывает влияние одежды других этнических групп, проживающих на юге Украины: видимо, под влиянием молдавской традиции суживается сфера применения вышивки, а название некоторых болгарских элементов одежды переносятся на украинские;
в костюме находили отражение социальные различия; одежда более зажиточных крестьян чаще шилась из фабричных тканей и по городским фасонам;
хотя полиэтничность населения стимулировало переплетение элементов традиционной культуры, зафиксированную еще в середине XIX века, в целом развитие традиционного костюма украинцев Степного Побужья отражает основные тенденции эволюции одежды в других регионах Украины.
Т. А. Агафонова (Одеса)
Джерело: Регіональне і загальне в історії: Тези міжнародної наукової конференції, присвяченої 140-річчю від дня народження Д.І.Яворницького та 90-літтю XIII Археологічного з’їзду (9 листопада 1995 р.). Дніпропетровськ, 1995. — 328 с.