Давний интерес к семантике знака «трезубец» в нынешних условиях расширился и перешел из области чисто исторической в сферу идеологических приоритетов. Это вызвало поток публикаций широкого спектра, не приведших, однако, к однозначному решению проблемы.
Автор попытался рассмотреть семантику знака, связав его с конкретными обстоятельствами времени правления князя Владимира, приведшими к появлению этого знака, как одного из символов государственной атрибутики.
За исходные образцы знака были приняты изображения на монетах (златниках и серебрениках) князя Владимира.
Из всех изображений знака «трезубца», дошедших до нас, только монеты имеют бесспорный статус государственных документов, что позволяет определить принадлежность знака к определенной идеологической сфере и уточнить круп понятий, им выражаемых.
Использовав результаты нумизматических исследований и анализируя всю совокупность изображений, можно однозначно утверждать, что монеты были изготовлены в строгом соответствии с византийскими образцами и сплошь пронизаны христианской символикой. Общий тип изображений аверса и реверса вплоть до деталей повторяет личную печать императора Византии Василия II, шурина князя Владимира. Замещение образа Христа Пантократора на некоторых монетах изображением «трезубца» доказывает принадлежность этого символа христианской догматике, что опровергает языческое или генеалогическое происхождение знака. Дальнейшие исследования в области византийской палеографии того времени позволили установить точное значение «трезубца». Этот знак оказался сложноскомпонованной монограммой греческих букв, обозначающих Богородицу.
Рассматривая конкретную ситуацию, сложившуюся на Руси сразу после принятия крещения, можно с уверенностью утверждать, что главную роль в идеологической и государственной сферах играла царица Анна, жена князя Владимира, высокообразованная византийская принцесса. Именно ее можно считать инициатором и руководителем многочисленных преобразований в государстве, в том числе и в создании собственного монетного обращения.
Широкая приверженность византийских женщин культу Богородицы была перенесена ею и на территорию Руси, где нашла многочисленное отражение в преимущественном посвящении первых храмов той или иной ипостаси Богородицы.
Со временем образ Богоматери стал известен, как образ непреоборимой защитницы православных христиан Руси.
Покров Божьей Матери над всей Русью – официально установленная доктрина русской православной церкви.
Наблюдаемое различие изображений на монетах является результатом низкого уровня мастерства резчиков и привнесения элементов орнаментики, распространенной в ту эпоху.
К. И. Титаренко (Дніпропетровськ)
Джерело: Регіональне і загальне в історії: Тези міжнародної наукової конференції, присвяченої 140-річчю від дня народження Д.І.Яворницького та 90-літтю XIII Археологічного з’їзду (9 листопада 1995 р.). Дніпропетровськ, 1995. — 328 с.