Проблемы экспонирования древней монументальной пластики в музее

Днепропетровский исторический музей ИМ. Д. И. Яворницкого обладает уникальной коллекцией древних каменных изваяний. Она насчитывает 80 статуй! Это памятники духовной культуры т. н. курганных народов,, населявших степи Евразии от эпохи раннего металла (III–II тыс. до н. э.) до средневековья.

Самым уникальным памятником в коллекции каменных изваяний ДИМ является Керносовский идол – антропоморфная стела, представляющая одного из верховных божеств древнеарийского пантеона и датирующаяся втор. пол. III тыс. до н. э. Заслуживают особого внимания и такие изваяния, как Натальевская стела эпохи энеолита (втор, полов. III тыс. до н. э.), скифские статуи VI–IV вв. до н. э. Доминируют в коллекции музея средневековые тюркские статуи (или бабы, как их называют в народе), среди них также есть великолепные – образцы средневековой скульптуры X–XIII вв. К числу серьезных и важных проблем, связанных с каменными изваяниями, несомненно относятся проблемы их хранения и экспонирования. Умение органично вписать монументальные статуи в интерьер зала, здания; в случае их многочисленности суметь найти удобное помещение для их размещения. Если коллекция находится под открытым небом (как в Днепропетровском музее) – постоянно наблюдать за их сохранностью, во время реставрируя и защищая от разрушения. Вот вкратце перечень основных проблем, связанных с музейными коллекциями каменной пластики.

На наш взгляд, самый оптимальный вариант для «существования» каменных изваяний древности – оставлять их «in situ», на месте их первоначального расположения. Чаще всего, это насыпь кургана, нередко с остатками кочевнических святилищ – ямами, вымостками, оградками. После археологического исследования и последующей реконструкции (и даже без нее) святилища, такие курганы с изваяниями могут стать своеобразными небольшими музеями под открытым небом, пополнить ряды таких оригинальных и уникальных памятников археологии, как кромлехи, дольнены, менгиры.

Тем не менее, по сложившейся традиции, каменные изваяния редко оставляли «in situ», чаще всего, их собирали, коллекционировали любители старины, как собирают, например, картины и оружие. В лучшем случае, они оказывались в частной или музейной коллекции, в худшем, их использовали как строительный материал.

Ряд специфических проблем связан с хранением и экспонированием музейных коллекций древних каменных изваяний. Если коллекция большая (как в ДИМе), это всегда проблема размещения. С точки зрения достоверности и выразительности, лучше экспонировать статуи под открытым небом. С точки зрения сохранности, конечно, изваяния нужно размещать в здании, под крышей, и лучше, если это будет специально предназначенный для хранения и экспонирования павильон-лапидариум.

Судьба коллекции каменной пластики Днепропетровского музея ярко иллюстрирует вышесказанное. Размеры коллекции – 80 статуй – не позволили разместить ее в здании музея. Большинство изваяний экспонируются на специальной площадке рядом с музеем. Ухудшение экологической обстановки в городе привело к тому, что статуи начали катастрофически быстро разрушаться. Реставраторы пришли к единому выводу – хранить коллекцию можно только под крышей и лучше в специально предназначенном для этого помещении. В связи с тем, что, по объективным причинам, для большинства музеев, обладающих собранием каменных скульптур, строительство лапидариумов пока нереально, необходимо во что бы то ни стало проводить реставрационно- консервационные работы с изваяниями. Иначе нас ждет печальная слава Герострата–собрали, свезли в город и обрекли на гибель. Подобная ситуация невозможна для любого уважающего себя музея.

Не все так просто и с размещением статуй в самом музее. В экспозицию можно включить минимальное число статуй. Если есть возможность разместить еще какое-то количество статуй, то лучше, конечно, для такой- цели выбирать не перегруженное предметами пространство. Желательно, чтобы интерьер, его стиль, тоже не были откровенно дисгармоничны. Одним словом, для’ успешного решения проблем, связанных с хранением и экспонированием архаической скульптуры, необходимо» плодотворное сотрудничество с широким кругом специалистов: реставраторами, художниками, архитекторами, этнографами, специалистами в области первобытной культуры.

Л.Н. Чурилова, старший научный сотрудник ДИМ

Джерело: Музей на межі тисячоліть: минуле, сьогодення, перспективи. (Збірник тез доп. та повід. міжнародної наук. конференції, присвяченої 150-літтю від дня заснування Дніпропетровського історичного музею ім. Д.І. Яворницького). – Дніпропетровськ, 1999. – 177 с.