Образно-средовое решение экспозиции – путь к активизации и повышению эффективности музейной коммуникации

1.         Как известно, суть музейной коммуникации заключается, по образному выражению известного французского музееведа Робера Бурга, в «диалоге между людьми, разделенными пространством и временем». Музей здесь выступает в качестве места, где проходит коммуникация. А экспозиции, выставки, лекции, кружки, публикации, аудиовизуальная и компьютерная техника – формой коммуникации. И, естественно, музейные сотрудники, создающие экспозиции, составляющие каталоги и – проспекты, читающие лекции, выступают в качестве «коммутаторов».

2.         В основе музейной коммуникации лежат музейные предметы, являющиеся ее связующим звеном. По сути ознакомление с экспонатом должно быть отправной точкой мыслительного процесса, проводящего посетителя как бы к установлению контакта с людьми, использовавшими этот предмет. Но созерцание предметов в витрине музея само по себе дает немного. Ведь сами предметы не способны донести до посетителя заложенную в них информацию. Обычно требуется интерпретация с помощью различных средств, где определяющую роль, на наш взгляд, должны играть визуальные, ибо, как справедливо было замечено, «то, что можно показать, нельзя описать словами». Для того, чтобы предметы подлинники «заговорили» с посетителем, и необходима система соответствующего экспонирования и репрезентации их.

3.         Одно из главных решений проблемы «некоммуникабельности» музейных экспонатов и посетителя усматривается в перестройке принципов экспонирования с ориентацией на путь художественно-эстетического воздействия на посетителя и соответствующего развития образного мышления. Главную роль в таком подходе играет экспозиционный образ, строящийся на основе имеющихся в наличии предметов-подлинников с использованием современных художественно-экспозиционных и технических средств.

4.         При наличии достаточного количества культурно-исторических значимых музейных предметов экспозиционный образ строится вокруг предметов-подлинников, составляющих его содержательную основу. Строительным материалом «экспозиционного» образа здесь выступают всевозможные посредники – пояснительные надписи, рисунки, фотографии, схемы и пр., при минимуме словесно-описательной информации. В качестве удачного применения такого художественного приема можно привести экспозицию Днепропетровского исторического музея им. Д. И. Яворницкого.

5.         В случае отсутствия уникальных музейных предметов экспозиционный образ строится на основе менее значимых экспонатов, и здесь желательно, как считает директор римско-германского музея в Кельне Хансгерд Хелленкемпер, «выставлять максимальное число предметов, чтобы дать посетителю представление о функции предмета в повседневной жизни». При этом лучше отказаться от моделей и копий, ибо уменьшенные в размере предметы как бы утрачивают свою суть, определяющую роль в случае применения этого художественного приема играют художественно-оформительские и аудиовизуальные средства.

6.         Экспозиционные образы объединяются в музее с помощью архитектурно-художественных и технических средств в некую целостную эстетизированную музейную среду, охватывающую посетителя и погружающую его в атмосферу конкретного времени. В качестве удачного примера создания музейной среды можно указать на экспозицию т. н. советского периода музея истории г. Днепродзержинска (авторы В. Л. Ривии и В. И. Коротков). Здесь предметы-подлинники с помощью дополнительных архитектурно-художественных и аудиовизуальных средств были организованы художниками- экспозиционерами в яркую пространственно-временную среду, во многом передающую дух и атмосферу времени.

7.         В настоящее время экспозиции многих музеев отвечают скорее запросам и интересам организаторов и авторов, чем запросам публики.

Образно-средовой подход в организации экспозиции, выступающий в качестве посредника, обращается к посетителю, воспитанному на аудиовизуальной технике массовых коммуникаций. Приобретенные таким путем знания отличаются по качеству, глубине и ценности от тех, которые посетители получают как пассивные наблюдатели музея, рассматривающие экспонат в витрине и изучающие этикетку.

 М. М. САБОВ; заместитель директора по научной работе музея истории г. Днепродзержинска

Джерело: Музей на межі тисячоліть: минуле, сьогодення, перспективи (Збірник тез доповідей та повідомлень Міжнародної наукової конференції, присвяченої 150-літтю від дня заснування Дніпропетровського історичного музею ім. Д.І. Яворницького). — Дніпропетровськ, 1999.